последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 21 марта 2001 г. № 26-27 Издается с 10 октября 1991 г. |
«НЕ КОНТРОЛИРУЯ ЦЕНЫ, МОЖНО ДОЙТИ ДО АБСУРДА» полагает председатель областного комитета по тарифам и ценам Игорь Лашманов Игорь Николаевич Лашманов, уроженец Тамбовской области, с детства, с двух лет, жил в Миассе: здесь закончил 17-ю школу, затем получил образование в институте физкультуры, работал в ТОО «Ильмены», на автозаводе и, наконец, на заводе «Миассэлектро» – заместителем председателя профкома. В1992 году переехал в Челябинск, где занялся политической деятельностью, и в 1996 году был принят на работу в аппарат областной администрации — заместителем председателя правительства области. С 1999 года – председатель областного комитета по тарифам и ценам. В том же, 1999-м, обучался в Соединенных Штатах Америки на экономических курсах современного менеджмента и торговли по программе USIA. В настоящее время заочно заканчивает Академию государственной службы (по специальности – государственное муниципальное управление). Седний прожиточный минимум в нашей области на сегодняшний день превышает полторы тысячи рублей. Это стало результатом резкого скачка цен на основные товары и услуги сразу же после новогодних праздников. Особенно «отличились» коммунальщики, транспортники и энергетики, то есть те, которых законодательство относит к так называемым естественным монополистам. Увеличение тарифов на электроэнергию, газ, тепло и воду автоматически сыграло на росте цен на продукты и товары первой необходимости. Разбираться в сложившейся ситуации приходится местной власти, от которой, как ни парадоксально, практически ничего не зависит. – Прямое регулирование цен просто не предусмотрено федеральным законодательством, – поясняет председатель комитета по тарифам и ценам областного правительства Игорь Лашманов. – В прошлом году действовало постановление губернатора, которое определяло набор продуктов по перечню производителей, обязанных декларировать отпускные цены. Производитель был обязан в обязательном порядке уведомлять государственные органы о предстоящем повышении цен на свою продукцию. В2000 году такой документ действительно был принят. Так или иначе, но областная исполнительная власть могла контролировать обоснованность включения тех или иных затрат в себестоимость продукции. Бухгалтерия производителей в вопросе ценообразования была относительно прозрачной. Однако юристы в областном управлении юстиции нашли в тексте постановления определенные противоречия федеральному законодательству, что послужило основанием для его отмены. – Мы рассматриваем варианты, когда данная проблема может быть решена на федеральном уровне, – говорит Игорь Лашманов. – Опыт косвенного регулирования цен на основные виды продуктов питания есть у многих регионов. Это значит, что назрела необходимость принятия соответствующего федерального закона или нормативного акта. Их принятие может инициировать Совет Федерации или Госсовет. Вт такая картина вырисовывается на сегодняшний день. Из-за диктата естественных монополистов происходит рост цен на продукты питания. Правда, сравнительный анализ ценовой ситуации по Уральскому региону доказывает, что Челябинская область далеко не лидер по росту цен, но это пока не утешает. Зато внушает оптимизм решимость областных властей проверить обоснованность высоких цен на услуги коммунальщиков. По некоторым оценкам, независимый аудит финансовой деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства может сформировать экономический эффект в десятки миллионов рублей. Другое дело, что главы городов и районов далеко не всегда заинтересованы в честной оценке затрат муниципальных коммунальных служб. И здесь свое слово должны сказать депутаты местных советов и собраний, которые по закону имеют право на полномасштабную ревизию муниципального хозяйства. – Местные власти самостоятельно устанавливают тарифы на коммунальные услуги в соответствии с законом о местном самоуправлении. Механизм контроля со стороны областных органов государственной власти пока не отработан, – продолжает Игорь Лашманов. – Здесь должны поработать наши областные законодатели, четко прописав законодательные нормы. Ценовая и тарифная политика на местном уровне не может быть вне контроля государства. Чо касается повышения цен на продукты питания, то здесь многое связано с сезонным удорожанием, что, в принципе, происходит каждый год. К примеру, с массовым забоем скота из-за весеннего дефицита кормов связан рост цен на мясо и мясопродукты. То же относится к молоку и молочным продуктам. Конечно, в область завозят продукты со стороны, но и цены на продукцию тех же тюменских или свердловских производителей намного выше. Ккой же выход из сложившейся ситуации видится сегодня? Рд депутатов Законодательного Собрания области полагает, что необходимо принимать областной закон об адресной социальной помощи. Дескать, не все живут одинаково, а значит категории льготников нужно пересмотреть. Подобное утверждение смотрелось бы оптимально, если бы категория социально незащищенных граждан не превышала 10-15 процентов населения. А как быть в ситуации, когда в государственной поддержке нуждается едва ли не две трети населения? Да и не секрет, что во многих фирмах номинальная и реальная зарплата отличается на порядок, а это значит, что в числе льготников окажутся далеко не бедные граждане, получающие 90 процентов зарплаты «черным налом». Нзывается еще один выход: переложить основную тарифную нагрузку на предприятия. Однако в этом случае у руководителей хозяйствующих субъектов появятся все основания, чтобы сэкономить на зарплате работникам и ведомственной социальной сфере. Да и платежная дисциплина будет оставлять желать лучшего, что приведет к масштабному кризису неплатежей. Кзалось бы, ситуация тупиковая. Но выход есть. Прежде всего, необходимо сделать прозрачным сам механизм ценообразования, особенно – у естественных монополистов. Не секрет, что значительная часть средств тратится не на поддержание производственной сферы, а на содержание аппарата, закупку дорогостоящей офисной мебели, учебу и стажировку управленцев в престижных учебных заведениях и т.д. Непроизводственные расходы должны быть вычленены из общей суммы затрат. По такому пути уже пошли в Челябинске, где оптимизируется система управления муниципальным транспортом. Скрытые резервы есть и в устранении промежуточных звеньев между потребителем и производителем услуг. Зачительный эффект может принести реализация областной и местных программ энергосбережения. Там, где ведется тщательный учет расходов воды, тепла и электроэнергии, экономия средств достигает 30 процентов. Нконец, пора в полной мере использовать практику определения поставщиков товаров и услуг на конкурсной основе. Организации, способные предоставить максимум услуг при минимуме затрат, должны получить зеленый свет. Помочь заказчикам определиться по этим вопросам должен специальный экспертный совет, создание которого планируется областным правительством. – Конечно, цена есть соотношение между спросом и предложением, – подытоживает Игорь Лашманов. – Рынок – это объективная реальность, и он живет по своим законам. Но абсолютно не контролируя цены, можно довести ситуацию до абсурда.
Николай ДОМОГАРОВ.
|
назад |