последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

14 марта 2001 г.
№ 24

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ЗАЧЕМ ДЕРИПАСКЕ «УРАЛАЗ»

   «Алюминиевый король» приезжал на встречу к Петру Сумину

   Сдьбоносный для Миасса и области визит особо не афишировался. Он состоялся в самый канун 8 Марта во второй половине дня. Как стало известно «Челябинскому рабочему» из конфиденциальных источников, губернатор и олигарх ни о чем не договорились. Решено создать рабочую группу по изучению вопроса. О. Дерипаска расценивает встречу с П. Суминым как предварительную. Скорее всего, роль губернской власти в его бизнесе не главная. Основную ставку олигарх делает на поддержку Правительства России. По нашим сведениям, О. Дерипаска неплохого мнения о внешнем управляющем «УралАЗа» В. Панове, его устраивает уровень работы южноуральского менеджера с кредиторами и с одним из заказчиков – Министерством обороны.

   «Тихие ходы»

   Отом, что транснациональная корпорация «Сибирский алюминий» имеет виды на «УралАЗ», автозаводское руководство узнало из письма О. Дерипаски главе российского правительства М. Касьянову.

   8 февраля нынешнего года «алюминиевый король» обратился к премьеру с изложением собственного видения проблем отечественного автомобилестроения. Для их решения автор письма предлагал «сформировать на правительственном уровне рабочую группу по созданию и разработке стратегии развития крупнейших автомобильных холдингов России». В качестве возможного варианта называлась организация «РусьАвтоПромхолдинга» с включением в него четырех компаний – «Нижегородские автомобили», «Большегрузные автомобили», «Русский автобус» и «Русский дизель». Автозаводу в Миассе реформатор отечественного автомобилестроения отвел место в «Большегрузных автомобилях», записав туда «Урал-АЗ» на пару с белорусским «МАЗом».

   Кинициативе олигарха премьер отнесся весьма серьезно: 12 февраля дал поручение Минпромнауке, Минэкономразвития, Минфину, Минимущества и Государственному таможенному комитету «рассмотреть с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций и внести необходимые предложения». 2 марта координационный совет при Минпромнауке обсуждал стратегию развития автомобильной отрасли до 2005 года. На совещании, в котором участвовали и представители «Урал-АЗа», о письме О. Дерипаски не упоминалось. Однако автор послания присутствовал при обсуждении вопроса и получил возможность выступить. Для изучения его предложений создана рабочая группа. В нее включены три представителя Челябинской области, в том числе внешний управляющий ОАО «УралАЗ» В. Панов.

   Все куплю, сказало злато

   Ее в мае прошлого года пресс-секретарь Олега Владимировича сделал интересное заявление РИА «Новости»: «Сибал» – алюминиевый лидер в России, стратегические цели уже достигнуты. А в ближайшее время группа начнет создавать межотраслевой холдинг, объединяющий разные, технологически не связанные предприятия, и превратится в горизонтальное объединение головных фирм крупнейших промышленных комплексов в разных отраслях.

   З словом последовало дело, и начало ХХI века «Сибал» встретил уже совладельцем ОАО «ГАЗ» и ОАО «Павловский автобус». Акции Горьковского автозавода приобрело общество с ограниченной ответственностью, входящее в группу «Сибирский алюминий». У этого ООО примечательное название – «РусПромАвто».

   Зтем появилась информация о том, что группа «Сибирский алюминий» станет совладельцем предприятия, создаваемого для сборки автобусов и троллейбусов большой пассажировместимости на базе ОАО «Тушинский машиностроительный завод». На интернетовском сайте «СМИ.ru» это сообщение сопровождает любопытный комментарий: «Возникает смутное впечатление, что «Сибал» вообще покупает все подряд – все, что в принципе может выпускать автомобили».

   Итуиция коллег не подвела: февральское послание О. Дерипаски российскому премьеру М. Касьянову – документальное подтверждение их «смутного впечатления». Нижегородский «ГАЗ», предприятия в Павлово и Тушино стали первыми кирпичиками в фундаменте автомобильной империи, создающейся «Сибалом». Испросив пост-фактум правительственное благословение, Олег Владимирович надеется на государственную поддержку своей беспрецедентной акции. А она ему ой как понадобится при покупке «всего, что может выпускать автомобили»: в Нижнем Новгороде у «Сибала» уже были проблемы с антимонопольным ведомством.

   Карты на стол

   Дя обновления изношенной на 70 процентов производственной базы, освоения выпуска грузовиков нового модельного ряда автозавод в Миассе нуждается в многомиллиардных вложениях. Превращение финансового банкрота в инвестиционно привлекательное предприятие было главной целью внешнего управления, введенного на «УралАЗе» осенью 1998 года.

   Автозаводцы предпочли мягкий, социально ориентированный вариант реструктуризации: сохранили так называемую «не-обрабатываемую численность» в расчете на увеличение выпуска автомобилей до 12 тысяч в год.

   Свместно с предприятиями Тюменской области, основными потребителями «Уралов», и «Тюменьэнергобанком» разработана инвестиционная программа. Она подразумевает освоение выпуска спецтехники для нужд Уральского федерального округа с одновременным созданием автосервисной сети. Программа реальна, конкретна и просчитана.

   Кких-то внятных предложений со стороны «Сибала» на автозавод пока не поступало. Между тем стратегический инвестор, на роль которого претендует обычно эта группа, станет собственником предприятия, получив право на перераспределение прибыли. Куда пойдут при этом многомиллиардные финансовые потоки? Вот в чем вопрос.

   Сгодня стараниями губернатора на Южном Урале нет сторонних инвесторов. Поэтому все средства, зарабатываемые нашими предприятиями, остаются в области. В случае с «Сиб-алом» придется взвесить все «за» и «против», чтобы определиться, во благо или во зло обернутся его инвестиции в «УралАЗ». Принятию решения должно предшествовать обсуждение ряда ключевых моментов – объема инвестиций, претензий на собственность, будущей социальной политики.

   Ообое значение следует придавать не столько декларативным заявлениям руководства «Сибала», сколько анализу практической деятельности группы. Что нам о ней известно?

   Федот, да не тот

   Педприятиями автомобильной отрасли группа О. Дерипаски владеет менее года, поэтому время обобщать его тамошний опыт еще не пришло. На «СаАЗе» он начинал с шоковой реструктуризации, сопровождавшейся многочисленными конфликтами с рабочими, разборками с трудинспекцией, прокуратурой и местными СМИ. Дело закончилось тем, что недовольных под разными предлогами с завода уволили, прокурор резко ушел на пенсию, начальника трудинспекции понизили в должности.

   П сходному сценарию шла реструктуризация Самарской металлургической компании: «...Все более-менее ликвидные активы стали передаваться на баланс свободным от долгов юридическим лицам. Как правило, процессы такого рода идут с большим шумом, сопровождаясь гневными выступлениями местных властей и выпадами со стороны обиженных кредиторов. В Самаре этого не было. Но было сокращение людей. Тем, кто остался, зарплату платили стабильно. Производство продукции на заводе возросло с 3000 тонн до 12000. И опять же на завод вместе с Дерипаской пришли та же военная дисциплина, порядок» (журнал «Профиль»).

   Алюминиевый магнат в принципе идет по тому же пути, что и команда внешнего управляющего на «Урал-АЗе»: реструктуризация, наведение порядка, резкое увеличение выпуска продукции. Разница – в жесткости, с которой действуют реформаторы. Думается, определяющим фактором при этом является их ценностная ориентация. Короче, что важнее – выкачать из предприятия максимум прибыли или добиваться гармоничного решения экономических и социальных проблем.

   


О. АЙЗЕНБЕРГ.

   «Челябинский рабочий» № 45 от 12 марта 2001 г.

   Пи подготовке публикации использованы материалы электронных СМИ «Лента.Ru», «Страна.Ru», «Газета. Ru», газеты «Ведомости», журналов «Профиль» и «Эксперт».

   Оончание в следующем номере.

   



назад

Яндекс.Метрика