последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 24 октября 2003 г. № 80 Издается с 10 октября 1991 г. |
КАК ВЫБРАТЬ УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ Рекомендации Международной конфедерации обществ потребителей Смма, которой вы можете распорядиться сейчас, невелика, но она будет год от года возрастать: во-первых, благодаря поступлению новых пенсионных взносов, во-вторых, за счет инвестиционного дохода, который сумеет получить для вас управляющая компания (УК). Таким образом, общий результат будет сильно зависеть от мастерства и профессионализма вашей УК. При выборе УК не существует однозначно лучшего, единственно верного решения, – нельзя назвать «самую лучшую компанию». Поэтому ваш выбор -- это не решение арифметической задачи с заранее известным правильным ответом, до которого только надо добраться. Это скорее попытка найти наиболее короткую и удобную тропинку к вершине, на которую никто еще не поднимался… Помните, что многие вопросы не имеют однозначного решения и определяются только вашими собственными предпочтениями. Шг 1. Найти список управляющих компаний, прошедших конкурс. Шг 2. Решить, что для вас наиболее важно в работе УК: ее надежность; ее информационная открытость; ожидаемая доходность ее работы; ее деловая репутация. Оенить эти характеристики компании можно на основе следующих параметров. 2.1. Параметры, характеризующие надежность УК: – стаж работы в области управления активами: при прочих равных чем он больше, тем лучше. Фрмальный критерий – дата получения лицензии на право управления паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (не может быть раньше 1996 года). Хрошо, когда компания имеет опыт работы как на растущем, так и на падающем рынке. Российский фондовый рынок падал в 1997-1998 и в 2000 годах. – сумма собственных средств (размер собственного капитала): при прочих равных чем она больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями конкурса, – 50 млн. рублей. Большой размер этого показателя, во-первых, говорит о серьезности намерений учредителей компании, которые дали ей достаточно много денег, а во-вторых, позволяет надеяться, что в случае непредвиденных неприятностей (например, компания из-за своих ошибок причинила клиентам убытки) она сможет расплатиться с пострадавшими клиентами. Эот показатель интересно смотреть в динамике: если он резко вырос в последние месяцы, значит, учредители компании форсировали ее «накачку» для участия в конкурсе УК. Нравится ли вам это обстоятельство – решайте сами. – сумма средств, которыми управляет компания (объем активов под управлением): при прочих равных чем она больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями конкурса, – 100 млн. рублей. Эот параметр показывает, сколько денег различные клиенты УК доверили ей для управления. Большой объем этих средств говорит о том, что достаточно много участников рынка доверяют этой компании. Причем эту величину, как и предыдущую, интересно смотреть в динамике: если большие суммы пришли под управление данной компании недавно, то у нее может не быть достаточного опыта работы с ними, не исключена и специальная «накачка» под конкурс. Большая сумма средств под управлением позволяет компании также обеспечивать экономию на масштабах: иначе говоря, затраты компании на управление распределяются по большой сумме привлеченных средств, и это позволяет ей брать более низкие комиссионные. 2.2. Параметры, характеризующие информационную открытость УК: – есть ли у компании специальный контактный телефон по пенсионным вопросам; – есть ли у компании сотрудник (сотрудники), ответственные за контакты по пенсионным вопросам; – есть ли у компании специальный пенсионный раздел на сайте, если есть – насколько он информативен; – насколько легко найти информацию о компании в прессе; – доступна ли финансовая отчетность компании за последнее время (хотя бы по вашему запросу); – насколько вам понравилось общение с представителями компании при телефонном или личном контакте. Кнечно, наличие всей этой информации и дружелюбие сотрудников УК еще не гарантируют ее профессионализма при управлении активами. Но если этого нет – возникает повод задуматься… 2.3. Параметры, характеризующие ожидаемую доходность работы УК: – какой инвестиционный портфель предлагает компания Ели в предполагаемой структуре портфеля преобладают облигации (особенно государственные) и мала доля акций, то ожидаемая доходность портфеля будет невысокой, хотя растет его надежность. Если, наоборот, в портфеле планируется достаточно большая доля акций, то ожидаемая доходность будет более высокой, но вместе с тем надежность портфеля снижается. – каковы результаты прошлой доходности работы компании ВИМАНИЕ! Это очень коварный параметр, поскольку доходность по разным видам доверительного управления считается по-разному. Те УК, которые управляли паевыми инвестиционными фондами (ПИФ), публиковали подробную статистику своей доходности – но она неизбежно будет разной у ПИФов акций и ПИФов облигаций. Те УК, которые управляли негосударственными пенсионными фондами (НПФ), вообще не обязаны публиковать такую отчетность. Поэтому не следует выбирать компанию только по лучшим абсолютным показателям доходности. Не полагайтесь на рекламные сообщения о доходности. Помните, что высокая доходность в прошлом не является гарантий таких же успехов в будущем. Помните также, что обещать определенную будущую доходность УК вообще не вправе. Для того, чтобы оценить результаты прошлой деятельности УК по доходности, лучше обратиться к квалифицированным специалистам. Но имейте в виду: если вам говорят о доходности ПИФа акций за 2002 год, она у лучших фондов превышала 40% годовых, а доходность таких фондов ниже 20% годовых заставляет сомневаться в качестве работы УК. Для ПИФов облигаций хороший уровень доходности в 2002 году составлял 20-25%, ниже 15% - слабовато. Для смешанных ПИФов хороший уровень доходности в 2002 году составлял более 30%, ниже 20% - слабовато. – каков размер комиссионных, взимаемых управляющей компанией (не может превышать 1% от средней стоимости чистых активов под управлением на оплату необходимых расходов плюс 10% от инвестиционного дохода в качестве собственно вознаграждения за работу) Чм ниже комиссия, тем лучше клиенту. 2.4. Параметры, характеризующие деловую репутацию УК: – существует ли у данной компании деловые связи с банками, финансово-промышленными группами, органами государственной власти и другими организациями, которым вы доверяете (или, наоборот, не доверяете); – есть ли у компании широкая сеть региональных представительств и филиалов Врочем, отсутствие такой сети не мешает вам выбрать компанию, которая зарегистрирована и работает в другом городе: лицензия любой УК распространяется на всю территорию РФ. – попадала ли на вашей памяти компания в скандальные ситуации или нет; – насколько вам и вашим знакомым известен брэнд (торговая марка) компании в целом; – насколько вам и вашим знакомым известны отдельные руководители и сотрудники УК. Чо из вышеперечисленного важнее, что менее важно -- каждый человек решает сам для себя! Шг 3. Получить информацию о различных УК по вышеперечисленным позициям. Источники: газеты, Интернет (включая сайты самих УК), профессиональные консультации, общение с коллегами и знакомыми, посещение офисов УК – если есть возможность. Шг 4. Выбрать наиболее понравившуюся компанию с учетом ваших предпочтений.
www.pension.spros.ru
|
назад |