последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 26 сентября 2003 г. № 73 Издается с 10 октября 1991 г. |
О КОМИКСАХ, ГЛЮК’ОZЕ, ДОЛЕ ХУДОЖНИКА И КОЕ-ЧЕМ ЕЩЕ... «Глюк’Оza» ... ее заводные и замысловато сделанные песенки неожиданно оказались самой свежо звучащей продукцией нашей поп-сцены за последний год» — Только учтите, к «Глюк’Оzе» мы имеем мало отношения... — Учтем. Пимерно так началась беседа с гостями редакции, миасскими художниками, Наташей и Олегом Бронниковыми. Доля их причастности к восходящей звезде эстрады все же была, но, как оказалось, Олег и Наташа комиксы для «Глюк’Оzы» особой строкой в своем творчестве не ставят: было и было. И будет. Но есть вещи не менее важные. Так что, пусть простит взыскательный читатель и «восходящая» «Глюк’Ozа»: суть не в комиксах. Вернее, не только в них... Оег: Сейчас проходит молодежная выставка в Челябинске, и на ней есть Наташины работы маслом. Хотя она работает в разных направлениях: и масло, и очень много графики, и книжной в том числе: — А комиксы? О: И комиксы. Они, кстати, схожи по сути с книжной графикой. Нташа: Даже не комиксы – истории в картинках... О: ...это сюжетный рисунок. В книге иллюстрации – тот же комикс, только там картинки более разрежены, разделены текстом. Но чем более они приближены друг к другу, тем более напоминают мультфильм. — Вот тебе и на... Приехали. А началось все... О: ... с комикса «Самолетик». Н: «Самолетик» – это история... О: ... а сама история с «Самолетиком» началась с того, что мы участвовали в Москов-ском международном фестивале комиксов «КомМиссия—2003». Наташины «Самолетики» – романтическая история, идею которой нам подарила знакомая, профессиональный режиссер Сауле Кур, просто мы эту идею чуть усложнили и перевели в графический вид. Мальчик знакомится с девочкой. Просто?! Просто. Но как он знакомится с ней... Какие это ребята... Романтика заключается в этом. Из откликов на сайте www.kommissia.ru — Невероятно! Как преподнесен простейший сюжет! Ни одного слова, но я почувствовал все, что творится в душе у этой девушки. Великолепно!!! — Комикс душевный и лечебный: кончилась моя депрессия. Спасибо тебе, Наташа! — Трогательная работа. Очень. Практически до слез. Супер, Наталья! Спасибо огромное! — Здесь много интересных, красивых, профессиональных работ. Но сердце мое отдано этой. Только за нее голосую... — Я влюбился в эту девушку. — Большое спасибо за доставленное удовольствие. Приятно быть в том Мире, который вы создали. О: Эту историю отметили многие журналы: «Страна Игр», «Молоток» и студия «Монолит Records», которая занимается граммзаписью («Глюк’Oza» – один из проектов студии). Напрямую с певицей не общались – работали с командой, которая раскручивает проект. Один из элементов проекта – комиксы. И среди двух номинированных художников оказалась Наташа. Ей и предложили проиллюстрировать две песни: «Вокзал» и «Коза Ностра». Это было еще до выхода диска... Просто прислали демо-версии, и для них мы рисовали истории. Скажем сразу: привязки к тексту не было. Но мы постоянно держали связь с руководителями проекта по Интернету. Они корректировали – как они видят девочку – «Глюк’Ozу», потому что личностный отпечаток всегда присутствует. Н: Сам проект к тому времени уже работал, вышли два клипа. Мы рисовали истории по этим двум песням. Много информации для работы нам не давали, поэтому у нас получилась совсем не та «Глюк’Ozа», которая в клипах. Да мы и не могли повториться... О: Хотя «глюкоzовский» дух этакой девочки-хулиганки... Н: Экстремалки... О: Незлобной и очень-очень необычной мы сохранили. Слух прошел, что уже по комиксам будут сняты клипы, но нам об этом ничего не известно. — Если в литературе существует условное деление на стили: высокий, средний и низкий, то есть ли подобное в искусстве? И куда в таком случае относят комиксы? О: Что касается комиксов, то здесь срабатывает стереотип, существовавший еще в советское время, что комиксы – не искусство. Хотя и названия у них в разных странах – разные: в США – комикс, в Болгарии – стрип, в Японии – манга... А все началось с комических полосок (стрипов) в газете, которые после соединили в книги-истории. И стилей здесь огромное количество: от «крокодильского» до иллюстраций, которые и в книгах редко встретишь. Выпускаются целые художественные альбомы, где собраны высокопрофессиональные работы и в цвете, и в графике. Темы комиксов: от детских сказок до серьезной фантастики. Ктолическая церковь придумала оригинальный ход, чтобы привлечь внимание молодых людей. В 2002 году диск Папы Римского с религиозными гимнами и молитвами неделями возглавлял музыкальные чарты, оставляя позади эстрадных звезд. В этом году одно из религиозных издательств Италии получило разрешение Ватикана на выпуск комиксов об истории жизни Иоанна Павла II. Прецедент тому уже есть: тираж первого комикса «папиной» жизни на итальянском языке в предвоенной Польше разошелся за несколько дней. Так что, вероятнее всего, героям популярных комиксов придется потесниться. Выпуск комиксов издательство планирует делать на нескольких языках сразу... Н: Первые комиксы – рисунки в пещерах. Информация, нарисованная история, поданная частями. Просто у нас, почему-то, к этому предвзято относятся... — Что есть в мультфильмах и комиксах, чего нет в художественном фильме? О: Психологическая составляющая, например, в мультфильмах очень сильна. Как и в любой иллюстрации здесь проще ввести гротеск (преувеличение) – и вот он поможет сконцентрировать внимание на каких-то деталях. Н: В нашей студии мы детям показываем очень серьезные мультфильмы. Есть современные истории про ужасы войны, серьезная фантастика про судьбу человечества. Бывает, дети плачут. И это хорошо... Не то, что плачут, а то, что чувствуют чужую боль. Сейчас ребенка тяжело чем-то «зацепить». Времена меняются, меняются герои. Люди легче воспринимают «Глюк’Ozу», девчонку-экстремалку... О: Кстати, отправной точкой для современной фантастики сейчас является «Матрица». Так вот сценаристы Вацовски сами говорят, что «Матрица» восходит к японской анимации. Вот вам и мультфильмы! — Героев к своим историям долго «рожаете»? В муках? Н: (смеется). Спонтанно придумываются, как зарисовки. Рождается, как любой рисунок. О: Мы ведь комиксами отдельно не занимаемся. Надо все показывать нашим читателям. Вкусы этим не испортишь. Зритель, конечно, изменился, как изменился и читатель. Появилось очень много литературы – это плюс. Появилось очень много «не той» литературы – это минус. Страна опять стала читающей, но читающей не то... Точно так же и с искусством. Мало хороших иллюстраций, классной графики... — Ум художника в чем проявляется?.. О: Если взять живопись... Любой маленький фрагмент, крошечная история, вырванная из жизни. У каждого художника своя передача окружающего мира: увидел – пережил – передал. На эмоциях, на ассоциациях... Н: Не просто показать знакомые вещи... О: Знакомые вещи – это знакомые вещи. Зесь срабатывает стереотип узнавания. А мир через эмоции воспринимается гораздо глубже – на всплеске чувств. То есть, готовая иллюстрация — это уже конечный итог, чье-то мировоззрение, а не начальный продукт. За работой всегда человек стоит. — Но природа-то гармонична по своей сути... Так что, так ли уж велика роль человека, как творца? О: Но ведь художник-то все равно немножко творец. Пропускает через себя, перерабатывает. Искусство не есть копирование... Если копирование идет – это ремесло. Пейзажи с фотографической точностью – то же ремесло. Хотя и здесь надо иметь вкус, выбрать хороший ракурс, подобрать цветовую палитру. То же самое портрет, когда с фотографии рисуют – ну не совсем это искусство. А вот то, что художник отвечать должен за свои рисунки – здесь проблема всегда существует... Н: Много очень сейчас, даже в той же самой живописи, черного, злого.. Агрессии много. Особенно на ТВ. Хотя мир был всегда устроен сложно. Вспомните хотя бы сказки... — Андерсен? Как же, как же... Страшные сказки из детства. «Огниво», к примеру: не захотела старуха открыть солдату секрет огнива, солдат рассердился и отрубил бабушке голову... Ужас! О: Вот-вот... Начинаешь задумываться, где же эта граница между злом и добром. Русские народные сказки, при всей кошмарной жестокости некоторых, не вызывают сомнений в том, что учат они все-таки добру. А мультфильмы, в которых не видно плохого явления, не воспринимаются абсолютно. Добро в отсутствие зла как-то теряется... Икусство, как и сказки, должно сопровождать человека. Будь то живопись, плакат или просто иллюстрация... Любая картина создает определенную атмосферу, настроение. Человек активный выберет себе для интерьера что-нибудь яркое, динамичное; задумчивый, размышляющий – спокойные тона, создающие ощущение глубины... — На детях проверяете?.. Н: Ребенок очень чуткий индикатор того, как ты живешь и что ты делаешь. Мы работаем с детьми, и это отражается на наших работах. Самому нужно быть, как они. Чистым. Живым. Всечувствующим. О: У нас, кстати, все дети рисуют. Н: Вообще все дети умеют рисовать. Абсолютно все. О: А поскольку все мы родом из детства, выросли из этих самых детей, то и мы умеем тоже. Просто забыли... Н: Да,.. но нужно не только найти, что рисовать. А и себя найти в этом.
К. КУЗНЕЦОВ.
|
назад |