последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 26 сентября 2003 г. № 73 Издается с 10 октября 1991 г. |
ПОЧТИ ЧТО ДОМ РОДНОЙ инструментальный завод для миасских старожилов Рыковых Зестителя главного инженера МИЗа Юрия Павловича Рыкова можно было бы фотографировать для стенда «Миасс – город талантов» вместе со всей семьей. На инструментальном заводе, с которого Миасс начался как город машиностроителей, работала контролером и упаковщицей еще его бабушка. Потом мать Зоя Михайловна – сначала кузнецом, позже в центральной заводской лаборатории. Портрет отца, окруженный орнаментом из напильников, – дизайнерские изыски времен молодого социализма — висит на видном месте в заводском музее. Павлу Евгеньевичу, как лучшему насекальщику, предлагали награду на выбор: велосипед, ружье или такой вот портрет. Материальными ценностями не прельстился... В1957 году по окончании автомеханического техникума Юрий пришел на завод шлифовщиком. Отсюда ушел служить в армию. Вернувшись окончил вечернее отделение машиностроительного факультета ЧПИ. СЮрия Павловича можно было бы писать канонический образ руководителя совет-ского периода: потомственный рабочий, он изучил производство на своем заводе вдоль и поперек, поднялся до руководящих должностей вплоть до технического директора. Поди найди еще такого специалиста, который мог бы взять на себя обязанности главного механика и энергетика, технолога и конструктора – всего сразу и не упомнишь. Видно, принадлежит Рыков к разряду счастливых людей, нашедших «живинку» в своем деле. Иначе откуда взяться блеску в улыбчивых его глазах после 45 с лишним лет работы на таком, казалось бы, «скучном» производстве? Оазывается, даже к изготовлению обыкновенных напильников можно подходить творчески. Вот, например, когда-то для одной из операций использовалось 17 видов наждаков, причем работа выполнялась двумя руками и одной ногой. Юрий Павлович придумал новый инструмент – самовращающийся резец с ограничением глубины резания. Был построен станок, на котором без особенных усилий за час можно обработать 1000 изделий. Это творение Юрия Павловича, признанное, кстати, изобретением, было отмечено премией Всесоюзного конкурса на лучшую работу по механизации трудоемких технологических процессов. На цветной телевизор хватило. Н всякое новшество приветствовалось в рабочем коллективе. Долгое время на заводе эксплуатировались насекальные станки, созданные по образцу, привезенному еще из Риги в начале ХХ века. Работа на них была по силам только крепким и сильным мужчинам. За то, что насекальщик Виктор Афанасьевич Ковригин каждый день на протяжении целой пятилетки изготовлял 405 штук напильников, его наградили орденом. Под руководством Рыкова был построен станок, на котором даже женщина или только что поступивший на работу парень могли сделать вдвое больше. Рабочие забеспокоились: опасались, что пересмотрят нормы. А не пересмотрят – на новых станках люди будут зарабатывать гораздо больше остальных. В конце концов на общем собрании решили как можно скорее заменить все устаревшие станки. К многим происходившим на заводе переменам Юрий Павлович приложил руки и голову. Потребовалось, к примеру, перевести производство с трехсменной работы на двухсменную без снижения объемов производства – пошел в цех заместителем начальника. Подумали над организацией труда, решили технические вопросы, учли человеческий фактор – и через пару лет за две смены делали 90 тысяч напильников против 66-ти, которые выпускали во времена трехсменки. В80-х годах мечтали на МИЗе о переводе производства на качественно новый уровень, о высокой культуре труда. Вы-шло иначе. Много интересного может рассказать Юрий Павлович о перестроечных и рыночных временах, о борьбе за выживание и поиске точек опоры в непредсказуемой экономической стихии дикого капитализма. Тем более что о заводе и своем деле он говорит куда охотнее, чем о себе самом. О семейной династии спросишь – говорит, не самая яркая на МИЗе. Да, жена Галина Михайловна проработала около 40 лет. Да, сыновья Игорь и Михаил трудились здесь какое-то время. Но общего семейного стажа не считали. Зайдет ли речь о наградах – они, мол, в трудовой книжке записаны; звания попросишь вспомнить – отвечает, что вроде бы «какой-то машиностроитель», точно не помнит, надо в удостоверение заглянуть. А и правда: в этом ли дело? Главное – Юрий Павлович и сегодня не исчерпал запаса замыслов и идей. Есть некоторые наработки – например, по качеству производимых напильников, чтоб были не хуже импортных по всем статьям. Но теперь на заводе выпускают всего по 3—5 тысяч штук изделий в день и больше 30 тысяч делать не планируют. А в лучшие времена эта цифра доходила до 150 тысяч... Был, сознается Рыков, период грустных раздумий, когда в цехах завода было тихо и пусто – не так, как бывает тихо в выходной или после смены. Может, и не все правильно делалось у нас в последние десятилетия, но Юрий Павлович, похоже, научился принимать жизнь как она есть. С большим интересом общается с руководителями нового времени, присматривается к их методам и формам работы. Благо и его разносторонний опыт не остается невостребованным. Без дела сидеть не приходится: работа, сад, покос – надо помочь матери. Мама Юрия Павловича Зоя Михайловна в свои 97 живет отдельно и держит корову. Пять лет назад пришлось сказать ей, что сломалась лестница, чтобы старушка не лазила сама на крышу по хозяйственной надобности. Крепкая порода у миасских старожилов, однако...
О. ОВСЯННИКОВА.
|
назад |