последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

19 сентября 2003 г.
№ 71

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

МИАССКИЕ «МЕДОВНИКИ»

Фото В. Суродина.    ...Я никогда не видела их в продаже, разве что на «Арбате» Ильменского фестиваля. Но в магазинах – никогда. А посмотреть есть на что, честное слово!

   Вт лежат они на выставочном столе в «Прометее» (здесь в июле проходила выставка малого и среднего бизнеса «Миасс-2003») – яркие, душистые, разной формы и самого разного вкуса... Глаз не отвести! Купишь – и никак не осмелишься откусить: жалко съедать такую красоту. Но уж если откусил, трудно остановиться – вкусно!

   Очем это я?

   Д о них же, о пряниках миасских, которые уже снискали себе популярность во многих городах России, выставлялись с успехом в Челябинской областной картинной галерее, а нынешним летом получили приглашение занять достойное место в «Музее хлеба» в городе Санкт-Петербурге.

    Что для нас сегодня значат пряники?

   Д ничего не значат, просто еда. Жуем их, порой просто не замечая вкуса и сетуя лишь на то, что, мол, несвежие, несладкие, «зубы сломаешь» и т. д.

   Ко из хозяек сегодня печет пряники? Ручаюсь: никто.

   Будучи подростком, я увлекалась одно время пряниками – донышком рюмочки печатала на них цветочки, смазывала желтком, чтоб румяные были... Но мои пряники, чуть остыв, тут же становились «каменными». Отчего – я не пойму до сих пор и больше не пеку.

   А ведь было время, когда пряник ценился едва ли не на вес золота. Их пекли в каждой семье и ревниво охраняли семейный рецепт, передавая из уст в уста подрастающим дочерям. Кадка с тестом для пряников была частью приданого польских девушек.

    История пряника стара как мир

   Иберет свое начало с тех пор, как человек познал мед, муку и огонь. Не верите? При вскрытии египетской гробницы в ней были обнаружены выпечные изделия из меда. Именно Египет по праву считается их родиной.

   А самое древнее упоминание о прянике есть в мифах Древней Греции.

   ...Давным-давно в храме, выстроенном для Афины Паллады, где стояла ее мраморная статуя, вместе с Афиной жила и охраняла ее змея. И вот жители города каждый месяц приносили змее медовую лепешку (иначе сказать, вид пряника). И если змея съедала ее, это считалось хорошим знаком, значит, Афина не сердилась на людей. А если не ела, значит, люди чем-то прогневили богиню.

   Опервых русских пряниках упоминается в летописях, написанных в Древней Руси еще 900 лет тому назад. Долгое время выпечные изделия из меда назывались «медовниками». В «пряники» они превратились после того, как русские купцы привезли из-за моря «сухие духи» (смесь различных пряностей), а пекари придумали добавлять их в медовники.

   Лт 200—300 назад (а может быть, и больше!) не всякий день разрешалось есть пряники и не каждому гостю их подавали. И уж конечно, нельзя было есть сколько захочется: отломят кусочек – и все.

   Вконце пиршества ставили на свадебный стол не торты, а огромный пряник, изукрашенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Присутствовал на пиру, в том числе и на свадебном, так называемый «разгонный пряник» – великан. Когда слуги вносили его, каждому гостю давали кусочек. И потом все вставали, чтобы идти домой, — пир был окончен. Оттого и назывался пряник «разгонным».

   Были еще пряники подарочные, почетные, прощальные, поминальные – одни названия говорят об употреблении их во многих случаях жизни.

   ВРоссии более всего известны тульские и архангельские пряники. Конечно, есть и другие – московские, суздальские, тверские, харьковские – но они известны гораздо меньше. А с недавних пор в семейство русских пряников смело и решительно прокладывает себе дорогу миасский пряник, и помогают ему в этом – Светлана Терентьевна Береговая и Елена Николаевна Зарипова.

    С чего все началось?

   Да года назад приехала к Сетлане Терентьевне из подмосковного города Одинцово сестра, специалист по народным промыслам, защитившая диплом по теме «Архангельские пряники». Привезла в подарок несколько настоящих «архангельцев» и книгу Л. Ляховской «Секреты домашнего кондитера». Поговорили, конечно, о том, о сем (как без этого?), в том числе и о пряниках, об архангель-ской умелице, с которой дружила сестра...

   А некоторое время спустя, перелистывая подаренную книгу, в разделе «Пряники» Светлана Терентьевна пробежала глазами абзац о древнем способе приготовления заварных пряников и наткнулась на следующую фразу: «...как знать, быть может, истинных энтузиастов эта технология заинтересует... Почему бы не возродить забытые технологии?».

   Итут, по ее выражению, «словно за сердце взяло»: вот оно, мое!

   ...И начались дни, недели, месяцы неустанного труда – поиски своей технологии изготовления пряников.

   «Изведешь мешок сахара, только тогда научишься готовить глазурь», — говорила архангельская мастерица. А чтобы научиться готовить пряничное тесто, мешка сахара оказалось мало...

   — Технология очень сложна. Важно абсолютно все: влажность сахара, качество муки, меда, состав пряностей, даже настроение, с которым входишь в цех, — делится Светлана Терентьевна секретами мастерства. – Главное в прянике – мед. Именно он дарит неповторимый аромат и свежесть. Конечно, можно использовать и сахар, но лучше заменить его различными сиропами. В зависимости от того, какой пряник я собираюсь делать, варю несколько – мятный, апельсиновый, шоколадный, малиновый, шиповниковый... Соединяю их, замешиваю тесто и кладу в холодильник надолго – пряничное тесто должно созреть. Причем, созревание должно длиться ни больше, ни меньше, а ровно столько, сколько нужно.

   — А сколько нужно? — интересуюсь я.

   Сетлана Терентьевна улыбается:

   — Этого не объяснить. Я смотрю на него и вижу, чувствую: готово...

   — Тут главное – не торопиться, — подхватывает Елена Николаевна. – А человек, как всегда, спешит, торопится. Это большая ошибка. Вкусно только созревшее.

   Гтовые пряники – приятно-коричневого цвета. Теперь их нужно довести до совершенства и превратить из обыденного кушанья в произведение искусства. И снова – «великое таинство»: варится глазурь. С помощью натуральных красителей ее окрашивают в разные цвета и начинается самое интересное. Мне посчастливилось присутствовать при росписи пряников.

   Вт лежит темный пряник прямоугольной формы. Мастерица берет кисточку и начинает колдовать: смешение синей и желтой глазури дает разные оттенки зеленого. Им и покрывают поверхность прямоугольника. Затем – легкие касания белого, голубого, желтого цветов, и, как живая, возникает на малахитовом фоне ящерка в золотой короне.

   — Что касается тематики, — продолжает разговор Светлана Терентьевна, — то начинали мы с традиционной, архангельской: тетерки, козули, лошадки... А потом подумали: неужели в нашем живописном крае не найдется тем для росписи? А великолепные сказы Бажова?

   Сазано – сделано: и вот уже радуют глаз «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»...

    Дальше – больше

   — Пусть пряники несут полезную информацию! — решают мастерицы.

   И как по волшебству, возникает коллекция «Народные промыслы...»:

   — пряники, расписанные под «хохлому», «гжель», «дымку»;

   — пряники, имитирующие златоустовскую гравюру и каслинское литье;

   — пряники-матрешки...

   «Хочу, чтобы пряники были не только детским лакомством, но и почетными гостями на каждом пиру», — говорит Светлана Терентьевна.

   Мжно только удивляться энергии и оптимизму этих женщин. В наш рациональный век, когда почти все делается за деньги, они творят совершенно бескорыстно. Знаете, почему вы не найдете в магазинах творений их рук? Потому что вся их чудесная, радующая глаз продукция распространяется безвозмездно, в виде благотворительной помощи детским домам, приютам (средства на это предпринимательница получает от сдачи в аренду части помещения своего небольшого магазинчика).

   Ндавно Светлана Терентьевна и Елена Николаевна приняли участие в выставке, посвященной юбилею города. И надеются, что делали это не в последний раз.

   Зветная мечта – открыть Музей пряничного искусства, где жители и гости города смогут поближе познакомиться с почти исчезнувшим в наши дни древним народным промыслом, где будут проводиться уроки мастерства, семейные встречи с умельцами, концерты народной музыки, беседы со школьниками о русской культуре...

   М по праву гордимся уникальным Ильменским заповедником – ведь подобного нет нигде в мире. Но ведь и Музея пряников тоже пока не существует – только на ВДНХ в Москве, в павильоне «Культура» одна экспозиция посвящена тульскому прянику, да в Музее этно-графии (г. Санкт-Петербург) есть такой отдел.

   Было бы неплохо, если бы это великолепное начинание нашло поддержку и в администрации, и среди крупных предпринимателей города.

   «...Каждый должен что-то оставить после себя... Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив» (Р. Брэдбери).

   


Н. КОРЧАГИНА.

   



назад

Яндекс.Метрика