последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 17 сентября 2003 г. № 70 Издается с 10 октября 1991 г. |
ТУРИСТСКИМИ ТРОПАМИ Всентябре 1958 года состоялось первое организационное собрание туристского клуба автозавода. По случаю предстоящего 45-летия и публикуются эти воспоминания. Поздравляем всех туристов-автозаводчан разных лет. Нет ли желания собраться в этот день? Птидесятые годы прошлого века. Страна восстанавливает народное хозяйство, средств не хватает. На автозаводе снимаются с производства газогенераторный автомобиль, «ЗИС-5», на конвейере — «УралЗИС-355М». В цехах идет напряженная трехсменная работа. К станкам становится все больше молодых людей, выпускников школ и ПТУ. Технические отделы завода пополняются молодыми специалистами. А из радиоприемников несется «Гимн энтузиастов»: Нм не страшны ни льды, ни облака. Замя страны своей, пламя души своей М пронесем через миры и века... Иказалось нам, тогда молодым людям, все по плечу, все достижимо. В этой атмосфере хотелось испытать себя, узнать родной край, настоящую дружбу, почувствовать локоть товарища. Првые туристские походы автозаводцев организовывались в майские праздники заместителем главного конструктора Борисом Флеровым. Всокий, с шевелюрой седых волос, с неторопливой речью, он привлекал к себе людей веющей от него силой и обаянием. И всегда принималось на веру все то, о чем он говорил. Борис Александрович приехал в Миасс при эвакуации Московского автомобильного завода. В начале 50-х годов он вместе с Борисом Шапшалом – известным на УралАЗе конструктором двигателей, совершил поход по Кавказу. Шпшал напечатал для всех участников похода цветные фотографии (в то время они были редкостью). Красочность фотографий, панорамы хребтов Кавказа и сюжетные снимки произвели на нас большое впечатление. Флеров часто приглашал нас, молодых туристов, к себе домой, рассказывал о местах, где побывал. А в походе учил нас разжигать костер тремя спичками, не разрешал использовать бересту с живых деревьев, показывал, где в дождливую погоду найти сухие ветки для костра. Перед уходом со стоянки он выстраивал группу с готовыми, застегнутыми на все ремни рюкзаками, затем с одним из нас обходил стоянку и заставлял убирать каждую бумажку. Всередине 50-х Б. Флеров сводил на Кавказ две группы автозаводчан. На основе этих групп и участников походов выходного дня сплотился коллектив энтузиастов, который никогда не замыкался в своем кругу — в походы брали всех, кто хотел. И вскоре профком автозавода организовал при Доме культуры клуб туристов. Первое собрание прошло в сентябре 1958 года. Его вел начальник отдела автоматизации турист Морис Давыдович Гойхман. В первый совет турклуба вошли: Юрий Новожилов – председатель, Алексей Путрин и Федор Рогожников (маршрутная комиссия) и шесть ответственных за работу по цехам завода. Пофком выдал деньги на палатки, спальные мешки, рюкзаки. Приобрели 32 велосипеда и 10 разборных байдарок. Были выделены помещение и персонал. Председатель совета клуба туристов одновременно был членом правления ДК. Директор ДК Петр Семенович Крам хорошо понимал молодежь, поддерживал все начинания туристов. Чобы «внедрить» этот вид спорта и отдыха в массы, от каждого цеха направили по два человека на курсы инструкторов-общественников. В майские праздники 1959 года они сходили в тренировочный поход по Таганаю. А летом каждый из инструкторов-общественников должен был организовать не менее двух походов выходного дня для работников своего цеха и подготовить команды для участия в летнем и зимнем слетах туристов автозавода. Змой 1959 г. по выходным совершались походы к озеру Тургояк. Под горой Пугачевка в то время был мраморный карьер. Для его рабочих была выстроена просторная рубленая изба с печкой, нарами и столом. На воскресенье рабочие уезжали, а мы, туристы, въезжали. Онажды группа туристов инструментального цеха подошла к избе в темноте. Дул сильный ветер со снегом, деревья раскачивались и скрипели. Искать сухие дрова было страшно. Нарубили сырых дров, но печь не растапливалась, а дым шел в избу. Подошедшая вскоре группа «старичков» застала такую картину. Дверь закрыта на проволоку. В избе пахнет дымом и холодно. Все лежат на нарах в спальниках, на столе в большой чашке макароны в холодной воде. Оценив ситуацию, «старички» залезли с фонариком на крышу к трубе, отодвинули жердью два кирпича, упавшие в нее. Затем срубили сухостойное дерево, примеченное в предыдущем походе, и затопили печь. Это был наглядный урок – как действовать в экстремальной ситуации. Тагическая гибель туристов (студентов) на Северном Урале (группа Дятлова) в 1959 году произвела на нас гнетущее впечатление. Совет турклуба принял решение об усилении внимания к безопасности походов выходного дня. Были приняты: «сухой закон» и закон «не керосинить». Первый запрещал брать в походы спиртное, а второй утверждал только дружеские отношения к девушкам — участницам похода. Эти законы неукоснительно соблюдались, и за время работы турклуба не было никаких ЧП. Вкоре к коллективу автозавода примкнули туристы «Миассэлектроаппарата» во главе с Юлием Хаетом и строители, в основном молодые специалисты, во главе с Люсей Михайловой. Куб работал совместно с горкомом комсомола. Его работники Леонид Рабченок, Роман Альтман, Владимир Задонский поддерживали задумки совета и сами участвовали, например, в организации Дня молодежи на Ильменском озере, городском слете туристов и в других мероприятиях. Лтний сезон турклуба открывался майским слетом. Каждый год Майская поляна выбиралась в другом месте. На слет приходили команды из цехов автозавода, из поселка Динамо, машгородка. С Майской поляны уходили в тренировочный поход инструкторы-общественники. Кк правило, приходили вечером. На следующее утро проводили парад, после которого начинались соревнования по футболу. Игроки команды из шести человек были связаны шнуром друг с другом. Победителям доставался приз – ведро отличного компота. Пиезжали на слет и туристы из Челябинска, собиралось до 450 человек. Иногородним гостям нравилась наша организация, дружеская атмосфера. Всередине июля каждый год проводился летний слет туристов. На нем туристские группы цехов автозавода соревновались по двоеборью – эстафета и закрытый маршрут, были выступления самодеятельности. Обязательным было присутствие квалифицированной медицинской сестры или врача. Участвовали туристы клуба автозавода и в летних областных слетах. Н зимних слетах, проходивших в марте, соревновались на лыжной трассе. Псле 1965 года работа турклуба на автозаводе затухает, но не в городе. В машгородке организуется клуб туристов, который успешно подхватил эстафетную палочку от автозавода.
Ю. НОВОЖИЛОВ, бывший председатель турклуба.
|
назад |