последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 12 сентября 2003 г. № 69 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
У ЗАВОДА ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВА, НО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ Окрытые диалоги с автозаводцами для Валерия Панова стали правилом вскоре после того, как он встал у руля предприятия в 1998 году. Тогда, будучи внешним управляющим, сверял таким образом свои планы с мнением рабочих, откровенно рассказывал о проблемах и путях их решения. Традиция продолжалась и потом, когда поднявшийся с колен завод обрел нового собственника, а Панов, признанный одним из лучших антикризисных менеджеров России, стал депутатом областного Законодательного собрания. Несколько менялись лишь темы, поднимаемые в ходе регулярных прямых эфиров, проводимых телекомпанией «Экран ТВ» – речь больше шла о проблемах, с которыми сплошь и рядом сталкиваются избиратели, о том, чем может им помочь депутат. Н, понятно, все равно судьба автозавода, его работа и в последние годы все так же, а может и больше, волновали Валерия Викторовича. Поэтому он сразу поддержал просьбы многих автозаводцев посвятить очередной прямой эфир нашему градообразующему предприятию. Пятидесятиминутный диалог (время на телевидении, увы, ограничено) состоялся 4 сентября, вели его журналист Оксана Лыткина и десятки миасцев, звонившие в студию, отправлявшие свои вопросы на пейджер. Команда – весь завод — С 1 по 7 сентября опять остановлен главный конвейер. Нас, работников завода, сложившаяся обстановка пугает, не хотим, чтобы повторился 98-й год, – такое вот сообщение, Валерий Викторович, пришло на наш пейджер до начала прямого эфира. — Очень хорошо помню то, что было пять лет назад. Тяжелейшая кризисная ситуация, несколько месяцев люди не получали ни копейки, а самое главное – очень тревожило внутреннее душевное состояние коллектива, который окончательно потерял веру в завтрашний день. Поэтому первое, что мы сделали, было обеспечение каждого работника самым необходимым. Договаривались о поставке элементарных продуктов – того же хлеба. Потом – помните? — смогли выплатить по 50 рублей каждому. Сейчас эти деньги кажутся смешными, но я и сейчас продолжаю считать их для себя самыми тяжелыми и сложными. А главным для меня было – поднять дух коллектива, сделать все, чтобы люди поверили в возможность перемен, в то, что все вместе мы можем сделать то, во что многие уже перестали верить. Поднять завод... — Жизнь показала, что предложенная антикризисная программа оказалась верной. Сейчас, спустя несколько лет, как сами считаете: неужели не было ошибок? — Были, конечно. Избежать их можно только ничего не делая. Но в целом действия нашей команды считаю абсолютно верными. А то, что завод резко набирал обороты, год от года улучшалась жизнь его работников, – это заслуга всего коллектива, да что говорить – всех жителей Миасса. Ведь градообразующее предприятие для меня – это не дежурная фраза. Считал и считаю, что руководители автозавода в немалой степени несут ответственность за город и наоборот – городская власть вносит свой вклад в конечные результаты предприятия. А когда говорю о нашей команде, то имею в виду не десяток—другой менеджеров. Для меня команда – это весь многотысячный коллектив уральских автомобилестроителей. Тгда было одновременно и проще, и сложнее решать, что нужно делать. Мнения были совершенно разные, спорить приходилось до хрипоты, но в итоге принимали именно те решения, которые давали хороший эффект. Врезультате передали новому собственнику завод, который уже не был обременен долгами, работал прибыльно, ежемесячно выпускал по тысяче автомобилей. Была очень хорошая перспектива, весь коллектив ее видел и был настроен на достижение этих рубежей. Так что будущее казалось очень хорошим.
Собственник – новый. А проблемы? — Вопрос с пейджера: «Зачем вообще был нужен новый собственник? Завод работал стабильно, зарплату платили исправно, повышали ее». — К 2001 году, мобилизовав внутренние ресурсы, при поддержке губернатора и правительства страны, мы добились хороших результатов. Но останавливаться нельзя было ни в коем случае, нужно было развиваться дальше, вести техперевооружение, чтобы уже через три—четыре года был новый модельный ряд машин, полностью соответствующий возрастающим требованиям рынка. Ели помните, было несколько желающих стать собственником автозавода. Вхождение в созданный холдинг «РусПромАвто», как нам представлялось, должно было позволить вместе с другими заводами проводить согласованную техническую политику, работать на перспективу, а главное – люди должны были получить еще большую уверенность в завтрашнем дне. — И справился новый собственник с этими задачами? — Считаю, планы и программы выполняются не в полном объеме. Скажу больше. Непонимание и даже недоумение вызывает многое. Нпонятно, почему падают объемы производства – ведь торговый дом стабильно продавал по тысяче автомобилей в месяц, а завод их вполне уверенно выпускал. Почему резко теряются заказы, наработанные ранее? Рководству и «РусПром-Авто», и «Урала» давно уже пора проанализировать причины, лежащие в основе этих негативных явлений. И не просто анализировать сегодняшний день, который постоянно становится уже вчерашним, а работать на перспективу, выстраивать стратегию. Сегодня, в сентябре 2003 года, нужно быть уверенным, сколько получим заказов на будущий год, а отсюда – какую зарплату получат люди, в каком объеме пойдут социальные выплаты, какими будут программы строительства жилья и другие. Все это должно быть обязательно. Н устаю повторять, что человек только восемь часов находится на работе, а все остальное время мы живем для своих семей, своих детей. И обязаны работать так, чтобы будущее у наших семей, у нового поколения было. Мы в ответе за него. Лбое предприятие только тогда живет и развивается, когда у него есть завтрашний день, уверенность в нем у всех без исключения работников, которые каждый день приходят к станкам. И у тех, кто их окружает, в том числе и дома. Думаю, ни для кого секрета не открою: дома на кухне и утром, и вечером вся семья спрашивает, как дела на заводе, что нового. И эта очень серьезная тревога, даже боль через день, а то и каждый день и у меня дома обсуждается. Оень близки и понятны чувства, испытываемые заводчанами. И, конечно, есть желание помочь, сделать все, чтобы завод жил и работал, чтобы была перспектива. Ведь есть люди, и их очень много, которые не раз и не два доказали на деле, что многое умеют, могут сделать будущее автозавода действительно процветающим. — Это говорит Смирнова Елена Николаевна. С тех пор как вы, Валерий Викторович, убрали руку с пульса завода, тяжеловато стало работать. Явно ощущается ваше отсутствие. Не хотели бы вернуться? — Спасибо, Елена Николаевна, за столь высокую оценку моей работы. Считаю, что и сегодня несу ответственность перед коллективом, который пять лет назад меня принял и поддержал, стараюсь на любом уровне, от миасского до российского, делать все возможное для родного предприятия. Думаю, и дальше смогу немало сделать и для заводчан, и для Миасса. А что касается вашего прямого вопроса, могу только сказать, что есть собственники, есть закон, предусматривающий соответствующие процедуры назначения. Мне подобных предложений не поступало и, думаю, не поступит. — Андреев Василий Иванович звонит, бывший работник автозавода. У меня вопрос такого плана. Как относитесь к чрезмерно раздутому штату ИТР на заводе? — Василий Иванович, уже не первый год отвечаю вот так в прямом эфире на подобные вопросы. Конечно, раздутые штаты для любого предприятия – это совершенно ненужная дополнительная нагрузка, снижающая уровень зарплаты, в конце концов – конкурентоспособность. Но в каждом конкретном случае нужно подходить индивидуально, чтобы люди имели работу, были уверены в завтрашнем дне. И если говорить о реструктуризации и вообще о кадровой политике, то перед тем как уволить человека, ему надо предложить устраивающее его место работы. — Почему же в ходе так называемой оптимизации численности на автозаводе увольняют квалифицированных специалистов, а ставят взамен неопытных, тратят потом немалые деньги на обучение? Этот вопрос был получен на пейджер от Антона Тулеева. — Полностью согласен с Антоном. Только переадресовал бы вопрос тем руководителям, которые увольняют действительно квалифицированные кадры. Специалисты в самом широком смысле, от станочников до руководителей самого высокого уровня, сегодня в дефиците не только в Миассе, но и в области, в стране в целом. И разбрасываться ими по меньшей мере неразумно.
Акционер уже не ликует — Валерий Викторович! Вы, когда выступали у нас в цехе гидравлики в связи с переводом коллектива на автозавод «Урал», говорили, что акции будут выкупать. А вот был Новик, сказал, что цена этим акциям три копейки, выбросьте. Вот такое дело. Это Горлов Николай Александрович. — Николай Александрович, вопрос продажи-приобретения акций решался холдингом «РусПромАвто», было принято решение, что «РПА» их купит. Помните, наверное, что в нашей заводской газете «Уральский автомобиль» даже была статья «Акционер, кричи «ура» – деньги платит «РПА». После этого я уже вполне мог бы снять с себя любую ответственность. Но как депутат проблему без внимания не оставляю. — А что случилось с тем пакетом акций, который планировалось передать государству? — Сегодня на балансе «Урал-АЗа» по-прежнему 49 процентов акций автомобильного завода «Урал», и уже в рамках конкурсного производства мы решаем, как быть с этим пакетом. Я был и остаюсь убежденным сторонником того, чтобы 25 процентов акций плюс одна были переданы государству. Во-первых, «УралАЗ» задолжал государству очень большие суммы еще до начала арбитражного производства. Во-вторых, предприятие в этом случае получит очень серьезные плюсы: интересы завода, а главное – заводчан, войдут в число государственных, можно будет рассчитывать на помощь в выходе на международные рынки, росте заказов от силовых ведомств, защите от недобросовестной конкуренции и поглощения. — Но ведь пункт о передаче акций государству был в антикризисной программе, одобренной затем и правительством России... — Действительно, этот важный пункт в плане внешнего управления мы отстояли и на областном, и на федеральном уровне. Но вот так случилось, что не хватило сил, а точнее – лоббистских возможностей, чтобы государство приняло этот пакет. Но руки и сейчас складывать нельзя. Считаю, что с какими-то новыми полномочиями возможно решить этот вопрос. — А вам не кажется, что автозаводу необходим человек, отстаивающий его интересы на российском уровне? — Безусловно. Сегодня для каждого предприятия важно, чтобы и объективные, и субъективные условия, в которых оно работает, были наиболее благоприятны. Можно привести массу примеров, когда только из-за этого падали заказы, объемы, соответственно – люди теряли работу. И наоборот, предприятие шло в гору, потому что на всех уровнях (и области, и Российской Федерации) решались вопросы, связанные с увеличением объемов производства, расширением рынков сбыта, поиском источников финансирования техперевооружения. В итоге улучшаются показатели, расширяется модельный ряд, растет зарплата, как результат – обеспечено будущее. — Галимзянов Радик Рязапович звонит. Хотел бы узнать мнение Валерия Викторовича. Повышаются тарифы на коммунальные услуги, растут цены. А возможно повышение зарплаты на автозаводе? — Вы понимаете, что мне сегодня отвечать за руководство автозавода не очень удобно. Но если говорить о росте тарифов на коммунальные услуги, то очень важно, чтобы заработная плата, доходы всех граждан росли быстрее. И чтобы все государственные субсидии, выделяемые из бюджета малообеспеченным, своевременно доходили бы до людей, помогали нести достаточно тяжелое бремя коммунальных платежей.
Тургояк, Комарово... — Если продолжить разговор о платежах за услуги естественных монополий, то уже в 2004 году будет рассматриваться вопрос об уходе от перекрестного субсидирования, то есть часть платежей, которые сейчас несут предприятия, будет переложена на плечи граждан. Депутаты окажутся между молотом и наковальней... — Ситуация довольно простая. Сейчас примерно 30 процентов населения, а кое-где и больше, не платит за электроэнергию. Поэтому энергетики просто перекладывают эти недоплаты на предприятия. Те же, естественно, хотят уйти от подобных дополнительных издержек, чтобы снизить себестоимость своей продукции, просто-напросто удержаться на рынке. Сегодня, когда реформа ЖКХ вступает в практическую фазу, все конкретнее звучат предложения убрать такое перекрестное субсидирование. Понятно, это самым прямым образом отразится на гражданах. Мя позиция такая. Перед тем как дополнительные объемы лягут на плечи населения, необходимо выплатить людям в виде субсидий эти суммы. Сегодня областная власть очень плотно занимается этими вопросами, первый заместитель губернатора Владимир Николаевич Дятлов на последнем заседании правительства, где я принимал участие, докладывал, что программа выработана. Только очень важно, чтобы деньги доходили до тех, кто в них действительно нуждается. — Валерий Викторович, это Новожилов Александр. Мы в Комарово живем. Можете что-то сказать о школе в нашем районе? Много молодежи, детей, а в школу надо ходить через улицу 8 Июля. — Актуальный вопрос. Действительно, Комарово – это район, построенный автозаводом для своих работников. И я сегодня делаю все, чтобы школа здесь строилась. Вы знаете, что строительство на некоторое время было приостановлено, но сейчас работы в разгаре. Сделаю все, чтобы школа была достроена, и дети автозаводцев могли учиться в новых стенах. Ктати говоря, деньги, на которые идет строительство, были получены от продажи имущества, в том числе – санатория «УралАЗ». Кроме того, значительную сумму направили в фонд обязательного медицинского страхования для финансирования ремонтных работ на детской поликлинике по улице Орловской. — Как считаете, санаторий «УралАЗ» попал в надежные руки? — Здесь все открыто и понятно. Новый собственник недавно проводил пресс-конференцию, о ней все городские СМИ рассказали. Считаю, что будущее у санатория хорошее. С удовольствием сюда будут приезжать отдыхать и северяне, и миасцы. Только вот если говорить о дешевых путевках для автозаводцев, то это вопрос уже к руководству автозавода «Урал» и профкому.
Вернуть позиции! — В Законодательном собрании вы рассматривали закон «О промышленной политике». Поможет он заводу? — Конечно. Очень серьезное место отвели мы в нем машиностроительному комплексу, где автомобилестроение является своего рода пиком. На него работают практически все отрасли, даже сельское хозяйство. Поэтому в законе предусмотрены приоритетные направления, льготы и преференции, которые можно получить. — Еще вопрос с пейджера: «Все же есть перспектива у завода?» — Считаю есть. Только надо взяться за дело так же, как несколько лет назад. Конечно, необходимо работать над техническим перевооружением, должна быть новая модельная серия автомобилей, востребованных на рынке, чтобы они могли составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам. И не менее, а даже более важна работа на рынках. Только рост объемов продаж позволит предприятию развиваться дальше. — Хоть непосредственно вы и не у руля автозавода, но руку на пульсе держать будете? — Безусловно! Хотел бы быть одним из механизмов, который приводит в движение всю систему кровообращения завода. Сделать все, чтобы в конечном итоге людям жилось лучше – это самое главное. Тем более, знаю, что необходимо сделать на федеральном уровне, как решать многие вопросы и по заказам, и по поддержке предприятия в конкурентной борьбе, чтобы вернуть позиции, завоеванные в свое время. Ели руководители холдинга «РусПромАвто» примут правильные решения, будущее завода будет перспективным. Но все зависит от действий конкретных руководителей. — Ну, а сами заводчане? — А они своим примером, знаниями, умением, а главное – позицией должны дать толчок всем тем действиям, о которых я говорил.
Подготовил В. Стрельников.
|
назад |