последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

5 сентября 2003 г.
№ 67

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ЖИЛЬЦЫ ВСЕХ ПОДЪЕЗДОВ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ

   Спонедельника в очередной раз повысились тарифы для населения на содержание жилья и коммунальные услуги. Вместе с тем количество жалоб от жильцов (в том числе и в редакционной почте) на неудовлетворительное обслуживание пока что не уменьшается. Разговор на эту тему состоялся у корреспондента «Глагола» с первым заместителем главы города Ириной Серко.

   — Ирина Аркадьевна, на сессии горсовета, где обсуждался вопрос о повышении тарифов, вы говорили о хроническом недофинансировании жилищно-коммунального хозяйства. Считаете ли вы это единственной причиной сегодняшнего положения дел в сфере ЖКХ?

   — О том, что коммунальное хозяйство недофинансировалось десятки лет, сейчас уже говорят и на федеральном уровне. Взять, к примеру, льготы по оплате жилья. Средства на их обеспечение должны выделяться из федерального бюджета, на самом же деле этого не делалось долгие годы. Субъекты федерации, местные бюджеты не в состоянии компенсировать в полном объеме недополученные ЖКХ средства. Из-за этого не было возможности проводить в плановом порядке необходимые работы, приходилось только латать дыры в аварийном режиме. Отсюда и результат.

   — Но ведь кроме недостатка средств наверняка играет свою роль и бесхозяйственность. Не приходится ли населению расплачиваться и за это?

   — Я говорила на сессии и еще раз хотела бы подчеркнуть, что тарифы формируются на основе нормативов потребления услуг. Положено, например, на одного жильца 300 литров холодной и горячей воды в сутки – за них он и платит. В тарифах не учитываются сверхнормативные потери, которые предприятие несет из-за утечек в сетях. Бесхозяйственность отражается на экономике самого предприятия.

   — А говорят, нормативы по некоторым услугам сильно завышены.

   — Некоторые из них легко проверить. Я сама как-то взяла литровую кружку и убедилась, что при полном напоре воды за минуту из крана вытекает семь литров. Значит, если утром вы примете душ в течение 20 минут – потратите примерно 140 литров воды. Плюс стирка, прочие хозяйственные дела, расход воды в туалете... Выходит даже больше норматива.

   — Почему же в квартирах, где установлены счетчики, получается экономия?

   — Психология меняется. Если у вас стоит счетчик, вы не будете открывать кран, потом брать зубную щетку, открывать пасту, чистить зубы, а уж потом полоскать их. Вы нальете воды в стакан и кран закроете.

   — И все же у жильцов есть основание сомневаться, что они получают услуги, за которые платят, в полном объеме. Взять хотя бы тот же вывоз мусора.

   — Да, иногда случаются сбои из-за неравномерного поступления платежей. Работа коммунальных предприятий зависит не только от того, заплатил ли жилец за услугу, но и от того, когда он заплатил. Большая часть платит 20—25 числа, хотя платежные извещения получаем значительно раньше. А мусор надо вывозить весь месяц. И все же некоторые предприятия находят выход, а те, кто не сумел обеспечить нормальной работы, должны нести ответственность за это.

   — Недоверие у жильцов возникает еще и от недостатка информации. Например, один из читателей нашей газеты с апреля ждет ответа из службы заказчика, на какие услуги и с какой периодичностью он может претендовать, регулярно рассчитываясь с ЖКХ по статье «на содержание жилья». Не получая ответа, он начинает думать, что эту информацию скрывают не зря.

   — Глава города на аппаратных совещаниях не однажды требовал информацию о том, кто и как отвечает на запросы горожан. Трудно сказать, почему служба заказчика не реагирует на обращение. Наверное, считают, что ремонт труб важнее. Я читала заметки в вашей газете и подумала, что информацию о том, за что конкретно платят жильцы, какие услуги они должны получать без дополнительной оплаты, нужно начать печатать на обороте платежных извещений. Видимо, так и будем делать. На этот счет существуют губернаторские постановления, их никто не отменял. В любом жэке они должны быть, и жильцу их обязаны показывать.

   — Добиться чего-то в жэке иногда бывает очень даже непросто. Многие горожане знают это по собственному опыту. Кто контролирует работу ЖКХ, куда жаловаться, если на обращения и заявки коммунальщики не реагируют?

   — Вообще жаловаться нужно напрямую в службу заказчика. ЖКХ – подрядчики. Но длительное время они сами собирали с жильцов плату и сами распоряжались этими деньгами. Сейчас город взял сбор денег в свои руки, чтобы платить от имени жильцов только за конкретные выполненные работы. Следующим шагом должна стать реорганизация диспетчерской службы, которая бы контролировала исполнение поступающих от жильцов заявок. Чтобы коммунальные службы знали: не сделал работу – денег не получишь. Город будет оплачивать только социальный заказ в пределах существующих нормативов, все что сверх того – коммунальщикам придется зарабатывать самим.

   Вэтом плане гораздо лучше обстоят дела у частных фирм – они активно предлагают дополнительные услуги, даже магазины открывают. Влиять на работу коммунальных предприятий нужно экономическими методами, административный ресурс уже не срабатывает. Здесь очень многое зависит от самих жильцов, но мы привыкли только требовать, возмущаться, вместо того чтобы действовать. Хотя бы прийти в жэк и написать заявление о перерасчете за недополученные услуги. А ведь в городе 80 процентов приватизированного жилья. Можно создавать ТСЖ и самим искать подрядчика для выполнения многих работ – такого, чтобы устраивал по цене и качеству. Ведь сегодня частник, имеющий лицензию на выполнение определенных работ, сделает их дешевле, потому что он платит меньше налогов, у него другая система налогообложения.

   — Значит, жильцы любого дома могут объединиться, создать товарищество и сказать своему коммунальному предприятию: мы платим только за подачу воды и тепла, а от других ваших услуг отказываемся?

   — Да, жильцы могут сами собирать деньги на ремонт подъезда, кровли, обслуживание сантехники, электрооборудования и искать подрядчика. А еще установить счетчики и платить только за фактически полученные тепло и воду. Но при этом , конечно, придется самим работать с неплательщиками.

   — Почему же, по вашему мнению, у нас так и не движется с места это дело?

   — А кому хочется иметь лишние хлопоты?

   Мшление меняется очень медленно, с большим трудом. Но нужно понять, что если не сформируется спрос на рынке коммунальных услуг – не будет и предложения. Не из чего будет выбирать, ничего не изменится. О необходимости создания ТСЖ руководители города говорят не первый год. Сейчас вот удалось создать несколько домкомов. Возможно, со временем они вырастут в товарищества собственников жилья. Все условия для этого есть – законодательная основа, поддержка со стороны городской власти.

   — Похоже, ТСЖ – это все-таки дело неопределенного будущего. А сейчас в нашем городе, после всех реорганизаций и перемен, что-то сдвинулось хоть немного к лучшему?

   — Об этом нужно спрашивать у жильцов. Думаю, в некоторых районах люди могут отметить улучшения. Например, на территории, обслуживаемой частным предприятием «Рассвет», «Коммунальщик».

   


Беседовала О. ОВСЯННИКОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика