последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

15 августа 2003 г.
№ 61

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ...

Фото К. КУЗНЕЦОВА   Сое воздушное судно ребята из «УралСпецАвиа» называют коротко, по-мужски: «борт». Не «аннушка», как обычно ласково величают летчики «Ан-2»... Именно – «борт». «Это он, — говорит Алексей Таисов, директор авиакомпании. – С женщинами никак не ассоциируется, поэтому и имя у него должно быть мужское. Вот «борт» – уже почти имя»...

   Вобще-то о малой авиации писали уже столько, что-то новое вряд ли найдешь. Ясно одно: если будет так, как хотят чиновники, то малой авиации вообще быть не должно. Но она есть и будет. По крайней мере, на Южном Урале, в зоне рискованного земледелия без нее не обойтись. Трудяги «Ан-2» выполняют работы по опрыскиванию полей, лесов, облету трубопроводов... Теперь у них появилась и работа другого рода – для души, а у местных романтиков – еще одно занятие. Парашютизм.

   Прашютизм – в мире занятие не новое. В России тем более. Ведь именно наша страна является его родоначальницей. 26 июля 1930 года группа военных летчиков впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день и считается началом массового развития парашютизма в России (тогда – СССР). 2 августа с самолета впервые был выброшен парашютный десант – с тех пор этот день стал праздником ВДВ. Ну, а профессиональный праздник российских авиаторов – День Воздушного Флота России пришелся на третье воскресенье августа. Вот и получилось, что те, кто так или иначе связан с небом, и в календаре стоят недалеко друг от друга.

   Ве, что летит с неба на землю, либо падает, либо приземляется. Все, что связано с «УралСпецАвиа» приземляется уверенно, будь то вышеупомянутый «борт» или парашютист-перворазник. Всего месяц назад парашютная секция вновь начала свою работу, но уже четвертая группа в прошедшие выходные ездила на прыжки. Сама подготовка к прыжкам занимает совсем немного времени – все зависит от степени восприятия информации отдельно взятым перворазником, но обычно это часов шесть.

   З это время вы основательно успеете познакомиться с тем устройством, которое, собственно, и обеспечит плавную доставку на землю-матушку.

    В рукописях 1495 года, принадлежавших «великому итальянцу» Леонардо да Винчи, был обнаружен рисунок человека, спускавшегося при помощи куполообразного сооружения, и подпись: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».

   Свременных парашютов сейчас великое множество и своим внешним видом они мало напоминают «палатку» итальянца. Но принцип, используемый и там и тут, одинаков – «плавное опускание грузов за счет сопротивления атмосферы». Атмосфера сопротивляется, стропы натянуты и, болтаясь в подвесной системе, перворазник плавно опускается на землю. По травмоопасности, кстати, парашютизм стоит куда ниже футбола, баскетбола и многих других видов спорта.

    В декабре 1783 года француз Ленорман выполнил прыжок на сконструированном им приспособлении, которое он назвал «парашютом» (от греч. рara – «против», и фр. сhute – «падать»). Более-менее современный вид парашют приобрел только в 1911 году, когда русский изобретатель Глеб Котельников зарегистрировал свое изобретение – ранцевый парашют свободного действия. Рывок за кольцо освобождал пружину, которая выбрасывала парашют из металлического ранца, расположенного за спиной летчика (парашют этот изначально для летчиков и проектировался). Впоследствии жесткий металлический ранец был заменен на мягкий, а на дне его вместо пружины теперь — соты для укладки строп.

   Кассическая схема – прыжок с принудительным раскрытием на круглом десантном парашюте «Д-6». Это то, что предстоит испытать перворазнику. Но прежде, как уже упоминалось, подготовка. Безбашенность, типа «Наденьте на меня парашют, покажите, за что дергать, и я сразу спрыгну» – не приветствуется. На таких смотрят с недоумением. Каждый перворазник обязан знать, что за спиной у него не черт те что, а самый настоящий десантный парашют с объемом купола 83 кубических метра, длиной строп 9 метров, каждая из которых выдерживает нагрузку более 150 кг (всего их, строп, три десятка). Все надежно и работает как часы.

   Тория несложна и осваивается быстро. Гораздо большее внимание уделяется психологической подготовке. Кстати, насчет боязни высоты... Как таковая, высота не ощущается. Для тренировки дома можете расстелить на полу географическую карту (план местности) и попрыгать на нее с табуретки. А для реализма ощущений прыгать можете с двух табуреток, поставленных друг на друга – сила удара о землю примерно такая же... После отработки всего и вся (тренировок в подвесной системе, перекатов при падении, плетении строп в «косичку» для переноса парашюта и сдачи зачета) путь прямой. На аэродром.

   Иструктор по прыжкам с парашютом в самолете:

   — Первый – пошел! Второй – пошел! Третий – пошел! Парашютики не забываем... Не забываем парашютики...

   Всамолете никто не шутит. Все очень серьезны, и перворазники серьезнее всех. Они рождаются заново...

   Уе на высоте 1000 метров инструктор еще раз повторит все то, что вы должны сделать – но уже жестами. Шум мотора перекрывает все слова. Два коротких сигнала – «приготовиться!». Стоишь в дверях. Сзади – выпускающий из самолета. Минута ожидания... Длинный гудок! «Пошел!!!»

   ...Три секунды почти свободного полета на стартовом парашюте. Рывок... и три минуты парения. Встретимся на земле...

   Авиакомпания «УралСпецАвиа»: ул. Парковая, 60а, тел. 5-29-45.

   


К. КУЗНЕЦОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика