последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Среда, 9 июля 2003 г. № 51 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
МУКИ МАЛОГО БИЗНЕСА, ИЛИ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ «Выставка удалась», — подвел итог Александр Татауров, директор некоммерческого партнерства «Союз Предпринимателей Миасса». На закрытии мероприятия, о котором писал «Глагол» в последние две недели. Два слова. Но чтобы они были произнесены, потребовался немалый труд организаторов выставки «Малый бизнес. Миасс—2003». И хотя вся выставка уместилась на втором этаже в паркетном зале «Прометея», «Малый» на поверку оказался с большим потенциалом... Ооло пятидесяти фирм представили свои экспонаты: от холодного оружия (конечно же, Златоуст) до молочной продукции (Чебаркульский молокозавод). Вся горнозаводская зона. Казалось, что может быть общего у производителя мебели с психологическим центром? Выясняется: одни и те же административные барьеры. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТУПИКИ В вступительной речи глава города Владимир Григориади ясно дал понять, что он ждет от предпринимателей конкретно, и от малого бизнеса вообще... В экономике развитых государств доля малого бизнеса составляет около 60 процентов. Для сравнения: в России – чуть больше 15 процентов. По Миассу – неизвестно. Но наверняка, по словам мэра, не более 20 процентов. Увеличение показателя ведет к увеличению поступлений в городской бюджет (суть – налоги). Предприниматели с такой схемой полностью согласны. Правда, есть одно «но»... Если налоги законны, и чиновники законами не вертят. Конкретные имена не назывались, да это и не было важно. Конфликтные ситуации, возникающие между предпринимателями и чиновничьим аппаратом, однотипны, а значит, корни проблемы здесь — в законах и сложившейся системе. Впервый же день работы выставки, когда слегка поутих начальный ажиотаж, те предприниматели, которым было на кого оставить экспозицию, собрались на семинар «Административные барьеры в развитии малого бизнеса». Барьером называют препятствие, которое можно взять. Но препятствия, которые зачастую ставятся перед предпринимателями, с полным правом можно назвать тупиками. Вять хотя бы типичную ситуацию, разбиравшуюся на семинаре: добровольное пожертвование в бюджет города. Формально все выглядит безупречно, если бы не один нюанс... добровольное пожертвование предприниматель должен внести до того, как ему подпишут какой-либо договор (например, об аренде). «Добровольная принудиловка»? Вот если бы после решения всех формальных вопросов, приступив к работе, бизнесмен решил помочь городу финансово – сей факт «дарения» мог бы считаться добровольным. Ее одна больная тема – перевод помещения из жилого в нежилой фонд. К счастью, здесь подвижки все же наблюдаются. Уже подготовлен проект закона Челябинской области, который согласован с антимонопольным комитетом и сейчас находится на согласовании в Главном комитете по имуществу. Сществует программа поддержки предпринимательства. Готовится постановление губернатора, по которому предпринимателю будет компенсироваться до 50 процентов аренды муниципальной собственности, в том случае, если он занимается приоритетными для области видами деятельности (строительством, сельским хозяйством, коммунальным хозяйством, медициной или инновациями). Казалось бы: живи да радуйся! Ан нет... При заключении договора аренды руководитель психологического центра г. Челябинска попала в крайне запутанную ситуацию. Есть такое понятие – коэффициент вида деятельности (КВД). Так вот, даже с определением вида деятельности возникли проблемы. Психологический центр чиновники не отнесли ни к медицине, ни к образованию. Вообще затруднились отнести куда-либо. Душа, она, видите ли, субстанция эфемерная – ни потрогать, ни увидеть, ни измерить, ни продать (последнее, кстати, спорно). Но на всякий случай коэффициент назначили 1. К слову, коэффициент у секонд-хэнда на той же улице гораздо ниже. Воистину, секонд-хэнд к сердцу ближе, а душа – дело темное и исследованию не подлежит. Ко-то может веселиться, видя чиновничьи выкрутасы, но предпринимателям часто не до смеха. Даже если пройдены все препоны по аренде помещения, победу праздновать рано. Как насчет рекламы? Оказывается, арендовав помещение, вам придется заключать отдельный договор аренды наружной стороны стены для того, чтобы разместить на ней рекламный щит. Фактически, аренда помещения, по словам предпринимателей, сводится только к аренде пола. Антимонопольному комитету есть над чем поработать... Еть статья в УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». К сожалению, не очень жизнеспособная. И не потому, что плохо написана, а из-за того что ею боятся пользоваться – ведь всегда найдется десяток законных причин, чтобы отказать предпринимателю в покупке или аренде. Сами же представители малого бизнеса мрачно шутят, что, видимо, мало заплатили добровольно. Ктати, предпринимателей в городе около 10 тысяч. Из их числа можно избрать практически половину состава в городской совет депутатов, сказал Виктор Лимаренко, начальник отдела Челябинского территориального управления Министерства по антимонопольной политике РФ. Выход из многих сложных ситуаций он видит в том, чтобы предприниматели организовали реальную политическую силу. К тому же нужен юрист, который собрав все типичные дела, отправит их в антимонопольный комитет для последующего разбирательства. Педприниматели разошлись, пока еще неся свои обиды в себе. А в воздухе висела фраза, сказанная напоследок все тем же Виктором Лимаренко: «Пока предприниматели не объединились, малый бизнес будет находиться в положении ребенка, которого все время шпыняют»... Образно, зато точно... ПОБОРОТЬСЯ НЕ ЖЕЛАЕТЕ? ...У предпринимателя есть эффективный товаровед, одна из функций которого – продажа товара за наличные. Но вот неприятность: до хозяина доходит слух, что его работник продает товар выше стоимости, кладя разницу — угадайте, в чей карман? Предприниматель тактично проводит проверку и убеждается, что так оно и есть. Он в раздумье: то ли увольнять нечестного, хотя и очень полезного товароведа, то ли делать вид, что ничего не происходит, то ли провести с ним беседу. Бизнесмен решает посоветоваться со своим бывшим тестем, который два года назад рекомендовал ему на работу этого человека. При этом каждый имеет свой интерес: предприниматель – не потерять эффективного товароведа, но положить конец его злоупотреблениям, товаровед – сохранить свое положение, а бывший тесть – помочь восстановить истину и справедливость. Стуация знакомая? Именно так начался мастер-класс по управленческой борьбе, на котором ситуацию разобрали буквально «по косточкам». Игроки примерили на себя роли всех действующих лиц этого конфликта, секунданты отслеживали время, судьи определяли победителя. Каждый не только играл роль – он оставался самим собой, просто поставленным в ту или иную ситуацию. См по себе термин «управленческая борьба» подразумевает под собой интеллектуальное единоборство, повышающее профессиональный уровень специалистов в области управления. Принцип особенно эффективен для руководителей и менеджеров, нашедших себя в малом и среднем бизнесе. Помните из курса психологии пирамиду Маслоу? Ту самую, где вершиной потребностей человека является самореализация. Цель тренинга – та же, плюс умение разрешать самые запутанные конфликты с соблюдением интересов сторон, создание корпоративной культуры. Помимо этого, для руководителя управленческий поединок – это эффективный способ оценки управленческого персонала, прекрасный инструмент внутрифирменного управления и сплочения команды. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ... Оин из посетителей назвал выставку тусовкой. Определение где-то даже точное, но при этом нисколько не обидное. Неформальная обстановка и легкость в общении, где вопрос: «Что производите?» иногда подразумевает и намек на возможное сотрудничество. Подобные выставки – не редкость — в Челябинске, например, проводятся давно. Но у нас в Миассе так, чтобы вся горнозаводская зона вместе, и товар лицом – впервые. Кк-то получилось, что малое предпринимательство у нас явно недооценивали. А ведь именно оно, как магнит, притягивает крупинки, собирает тех, кто уходит с государственных предприятий. Люди все чаще ищут себя в малом бизнесе. А что же сам малый бизнес? Он не ждет инвестиций от власти. Только создания условий для развития. Кнечно, тема бесконечная, выставка первая, а мнения, что отрадно, разные. Так и должно быть. Главным, на наш взгляд, является тот факт, что помимо общеизвестных – нефти, газа и иже с ними, в России есть еще и скрытый, но громадный ресурс. И имя ему – малый бизнес.
К. КУЗНЕЦОВ.
|
назад |