последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Среда, 25 июня 2003 г. № 47 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
ОГРОМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В стране продолжается спад производства. Миасс — увы! — не стал исключением: предприятия работают вполсилы. А когда нет производства, нет и денег. Вэтих условиях Президент вспомнил о малом бизнесе, и правильно сделал. А за ним и все остальные кинулись «помогать». Кто и как в нашем городе помогает (или хотя бы не мешает) малому бизнесу? Н первый взгляд, все благополучно: в городе много магазинов, предлагаются услуга за услугой. Но это только на первый взгляд. На самом деле положение «не ахти». Основная масса зарабатывает торговлей. Производителей очень мало. Большинство мелких фирм, оказывающих услуги (железные двери, балконы, ремонт квартир, сантехника), даже не зарегистрированы. Многие занимаются лицензируемой деятельностью без наличия лицензии. Об уплате ими налогов нет и речи. Вот где простор для приложения сил властей! «Сотрудничество» город-ских властей с малым бизнесом, по-моему, сводится к одному – получить с этого самого малого бизнеса деньги (и побольше) и навязать ему свои правила работы, пусть они и не всегда соответствуют законам. Вт один из примеров. Решением межведомственной комиссии предпринимателю был выделен земельный участок под строительство мастерской. При этом с него потребовали внести в бюджет города некоторую сумму (заметьте: добровольно). Предприниматель внес часть суммы и выразил желание помогать городу и дальше. Но только когда начнет работать мастерская. На том и порешили. Согласовал во всех инстанциях приложения к акту о выделении земли. Но сам акт так и не выдают: «Плати!». После обращения «Союза предпринимателей Миасса», членом которого является этот предприниматель, к главе города акт ему, наконец, выдали. Пошел бедолага в земельный комитет оформлять договор об аренде земли, чтобы начать строительство, а ему установили арендную плату за землю с коэффициентом 50 (для справки: этот коэффициент применяется для киосков и казино, даже для магазинов и рынков применяется коэффициент 10). А ведь он еще только собирается строить мастерскую. В качестве довеска в земельном комитете дали листок с номером расчетного счета и предложили заплатить 2000 рублей, не объяснив за что. Неужели за бланк договора?.. Вотчете главы города о деятельности в 2002 году (опубликованном в его печатном органе) указано, что доход от хозрасчетной деятельности Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям за 2002 год составил 5 млн. 809 тыс. рублей (примерно 500 тыс. рублей в месяц). Интересно, что подразумевается под термином – «хозрасчетная деятельность»? Втом же отчете (пункт 6, раздел IV) указано, что доход от регистрации мест торговли составил 146700 рублей. Но позвольте! Регистрация места торговли и оказания услуг давно признана незаконной! Ее в Миассе Челябинское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике отменяло трижды! Итаких примеров можно привести массу. О чем это говорит? О том, что это не единичные примеры плохой работы отдельного чиновника – это система. Кнечно, все эти вопросы при грамотном подходе, настойчивости и затратах времени решаются. Но не зря в народе говорится: «Время – деньги». И если по каждому рутинному вопросу приходится обращаться к главе города или в федеральную структуру (прокуратуру, Министерство по антимонопольной политике и др.) – это свидетельство того, что в нашем городе нет стремления развивать малый бизнес. Более того, не принимаются меры для устранения помех в его развитии. Сйчас много говорят о «едином окне», которое призвано облегчить работу предпринимателей. В идеале должно существовать одно место, где предприниматели смогут решить сразу все свои проблемы. Но возможно ли это в принципе? Думаю, нет. Во-первых, придется создавать дополнительную структуру, а это – люди, деньги, помещение, телефон и т.д. Во-вторых, проблемы настолько разные, что решить их смогут только существующие комитеты, управления и т. д. В-третьих, при решении некоторых вопросов предприниматель должен соблюдать определенные правила, за нарушение которых наказывают. Кто будет отвечать, если вопрос о «едином окне» решится с нарушением законодательства? Н, согласитесь, сама идея очень заманчива. И для ее осуществления, мне кажется, надо сделать следующее. В-первых, не нарушать статьи 3 и 87 Устава города, то есть сделать общедоступной (опубликовать) нормативно-правовую городскую базу (постановления, распоряжения, положения), чтобы любой человек мог ознакомиться с любым документом. Сейчас ситуация такова: приходишь в канцелярию с просьбой дать ознакомиться с постановлением главы города №... и слышишь: «Пишите за-прос на имя главы, вам ответят!» Абсурд! В-вторых, наладить нормальную бюрократию, то есть четко на городском уровне прописать, какие вопросы в каком учреждении решаются; определить максимальные сроки прохождения документов по подразделениям администрации, определить одно место, где все поступающие запросы, письма принимаются и регистрируются. Определить людей или структуру, которые будут отслеживать движение документов (несложно сделать это и на компьютере); определить меру ответственности за волокиту и немотивированный отказ. И, разумеется, наказывать за это! Любой ответ должен содержать ссылки на пункты конкретных законодательных актов. Думаю, целесообразно на уровне города определить размеры платежей за действия подразделений администрации и основания этих платежей (при этом проверить обоснованность размеров). Любые другие платежи запретить. Любые пожертвования и взносы в бюджет города должны быть действительно добровольными и их не должны регламентировать никакие документы, кроме Гражданского кодекса. Пи оплате услуг выдавать не анонимную бумажку, а нормальный счет с подписями, указанием суммы, за что именно произведена оплата. Например, за выдачу договора на аренду земельного участка, за оформление договора аренды, за подпись и т. д. Сществует программа развития города до 2005 года, но нет стратегии развития малого бизнеса. Никто не знает, что в городе уже есть и чего и сколько городу еще нужно. К примеру, сегодня в городе практически нет мастерских для мелкого и среднего ремонта одежды, нет (извините!) туалетов, зато стоматологических кабинетов и парикмахерских – не счесть. Кнечно, чтобы разработать эту программу, надо много потрудиться. Но если городу нужно увеличение поступлений в бюджет, чиновник должен работать в поте лица. Оновные проблемы для начинающих предпринимателей – деньги, помещение, согласование. Рассмотрим по пунктам. Иак, деньги. Все существующие положения по кредитованию (в том числе федеральные и областные программы кредитования малого бизнеса) неприемлемы для начинающего предпринимателя, планирующего заняться производством, даже если у него есть что заложить (квартира, машина) по ряду причин. Почему бы городу не выступать гарантом кредитов малому бизнесу, оказывающему необходимые для города услуги и производящему нужные товары? Конечно, с соблюдением всех гарантий возврата кредита. Ворая проблема – помещение. Солько подвальных и полуподвальных помещений разрушается вместо того, чтобы приносить прибыль городу в виде арендной платы. А взять подвал в аренду очень сложно. Кроме того, в этих подвалах нужен дорогой ремонт, а зачесть его в счет аренды невозможно. Практически никому не предоставляются помещения и земля в долгосрочную аренду. Договора аренды заключаются сроком не более чем на год. А если я не уверен, что через год буду здесь работать, то и не буду улучшать помещение, благоустраивать территорию. А перевод помещения из жилого в нежилое? Это занятие не для слабонервных. Оразного рода согласованиях уже говорилось выше. Н всем дано быть успешными в бизнесе. Но во всем мире на место разорившегося встает новый предприниматель, а то и два. Конечно, «Звездный город», аллея «Миасс – город талантов», новый строящийся рынок, обновленный парк, чистота в городе – все это приятно, радует глаз, греет душу, но без успешно работающих производств, в том числе, малых, все это может оказаться ни к чему. О редакции. Мжет быть, эти заметки покажутся кому-то излишне сгущающими краски, рисующими картину только в темных тонах. Но раз такое мнение существует, то оно должно быть услышано. И данная публикация вовсе не преследует цели какого-либо очернительства. Посто движение вперед возможно лишь при критическом анализе того, что уже сделано и что намечается. Так что приглашаем к разговору о развитии малого бизнеса всех заинтересованных лиц: работников администрации, руководителей фирм и просто жителей города.
А. ТАТАУРОВ, директор некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Миасса».
|
назад |