последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 18 апреля 2003 г. № 30, Тусовка Издается с 10 октября 1991 г. |
ЛИЦ НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНИЕМ Ккла – обычно так говорят о человеке красивом, но бездушном, с невыразительным лицом. Чем кукол, безусловно, обижают. Особенно тех, которые созданы фантазией искусных мастеров. Ими вовсе не играют, а рассаживают на выставочные стеллажи и любуются. Одна из таких коллекций на днях приехала к нам из музея Екатеринбурга. Она принадлежит Елене Лисиной, члену Союза дизайнеров России, Британской ассоциации художников по куклам, Международной федерации коллекционеров кукол. Это лишь малая часть ее домашней коллекции, которая насчитывает две тысячи уникальных экземпляров. Их каким-то образом она ухитряется размещать в своей малогабаритной двухкомнатной квартире. ВМиасс Елена привезла 150 кукол. Не только изготовленных своими руками, но и подаренных ей или вымененных во время встреч с друзьями по увлечению. В экспозиции, открывшейся на днях в двух залах городского крае-ведческого музея, значатся фамилии 40 авторов. И каждая работа – высокохудожественное произведение, существующее в единственном экземпляре. Гворят, особенно тонкие знатоки могут различить индивидуальный почерк мастера, не заглядывая в каталог. В музейной экспозиции — куклы из России, США, Канады, Англии, Австралии. Есть целиком тряпичные, есть из керамики, глины, папье-маше, есть комбинированные – лицо, ручки и ножки из пластика или фарфора. Из фарфора – это вообще высший класс. Достаточно увидеть Рождественскую серию Франсии Шарбоннэ или композицию Патрисии Лоуз «Вечная любовь». Врочем, материал – вещь довольно условная. Не менее выразительны, к примеру, деревянные куклы Ориэл Мимс или матерчатая «Девочка из капусты» Нэви Робертс – этакая уютная пампушечка, противоположность холодной, миллионами растиражированной Барби. Стенд чернокожих кукол Хелен Маклеод «Дети Африки». «Царевна-лебедь» Натальи Юркиной. «Фея» Ирины Чирковой. Миниатюрная кукла «Николай II», сделанная по фотографии будущего российского императора в возрасте полутора лет (в «девочке», одетой в кружевное платье, не сразу его и узнаешь). Характерно, что, работая над этой куклой, Елена Лисина уколола палец, единственный раз в своей жизни, в чем усмотрела мистический смысл. Капельку крови, оставшуюся на ткани, зашила в складку. Кк явствует из аннотаций, многие мастера начинали с шитья кукол для собственных детей, потом это занятие увлекло и превратилось в потребность. Это надо ведь скрупулезно выполнить каждую мелкую деталь, продумать и сшить костюм. На Западе, говорят, существует целая индустрия, работающая на мастеров-кукольников. Наши же кое-что прикупают во время поездок за рубеж, а в основном обходятся подсобным материалом. Зачастую достают из прабабушкиных сундуков старые материи, шитье, кружево, необыкновенные пуговицы, бисер. Хдожник берется за изготовление куклы, если у него созрел какой-то замысел, есть идея, требующая воплощения. Поэтому каждая кукла, сотворенная профессионалом, отличается «лица необщим выражением». Тем и привлекает.
О. БЕЛЯКОВА. Фото В. СУРОДИНА.
|
назад |