последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 11 апреля 2003 г. № 28 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
СЕРГЕЙ КРИКАЛЕВ: «НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ»
Рзговор с ним состоялся на следующий день после публикации в «Глаголе» интервью с Геннадием Стрекаловым, когда Сергей вместе с Мусой Манаровым прилетал в Миасс, чтобы участвовать в Кубке губернатора по горным лыжам. А небо все же тянет — Честно говоря, Сергей Константинович, не совсем укладывается в голове, как можно совмещать полеты в космос с выступлениями за сборную страны по высшему пилотажу. — Это вроде как мое личное дело было, находил свободное время. Выступал за сборную, когда пошел планерный пилотаж. Снова вернулся уже после трех полетов в космос. В 1996 году в одном из упражнений занял первое место на чемпионате Европы, а вот на чемпионате мира во Франции, к сожалению, до конца выступить не смог. Мы тогда впервые приехали на эти соревнования по планерному пилотажу, в одном из упражнений я победил, но соревнования на пару дней задержали, а ждать уже не мог – должен был лететь в Хьюстон руководителем консультативной группы специалистов. В1997 году на Воздушных играх был вторым в личном зачете, в командном стали чемпионами. — Такая тяга в небо не в генах заложена? — С авиацией в семье никто связан не был, я – первый. Отец работал инженером на Балтийском заводе, мама пережила одну зиму блокады, ее вывозили по «Дороге жизни». Ее школьником попытался прийти в Ленинградский аэроклуб, но тормознули из-за возраста. Так что летать начал лишь после восемнадцати. — Начинали как все — на «ЯК-18»? — Конечно. Потом уже освоил «ЯК-50», «ЯК-52», «СУ». — А на реактивных? — Да какой на них пилотаж! Так, гоняют туда-сюда. — Космос – профессия, а пилотаж – для души? — По-моему, любой вид деятельности готовит человека к следующему. И пилотаж, и горные лыжи, и альпинизм... — Еще и альпинизмом занимались? — Да нет, только тренировался в рамках программы по выживанию. А лыжи хороши тем, что когда месяцами сидишь в «железной банке», не видишь синего неба, то вспоминаешь горы, снег, солнце... — Не запрещают подобные экстремальные занятия? — Каждый сам меру знает. Да и формального запрета никогда не было, может, только у военных. Многие из них, кстати, приходя в отряд, летать перестают. А я считаю, надо продолжать. Другое дело – не всегда есть такая возможность. — Но небо тянет? — Тянет. А вот удастся или нет еще в соревнованиях выступать – посмотрим.
«Шаттлы», «Мир», МКС... — Получив диплом с отличием после Ленинградского механического института, немногим больше двадцати лет назад вы пришли в «Энергию». И сразу нацелились на космос? — У нас практически вся молодежь сразу пишет заявления в отряд. Часто медицина тормозит, мне же повезло – попал. Сначала, как и все, был кандидатом, а после окончания курса основной подготовки в 1986 году получил квалификацию космонавта-испытателя. — Многие считают, что в отряде все только подготовкой к полетам занимаются. — Далеко не так. Я вот начинал с разработки инструкций для космонавтов, затем испытывал оборудование, применяемое в полетах, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией, бортовую документацию. Управление полетами, работа с инженерами по созданию техники, систематизация замечаний, поиск вариантов – всего и не перечислишь. Словом, интересно. — А потом, еще до первого полета, была и подготовка по программе «Буран»? — Да, с 1986 по 1988 год. То, что программу остановили, было, наверное, ошибкой. Другое дело – надо ли было вообще начинать. Но потратить большие деньги, а потом по сути их выбросить... Если не собирались развивать программу, то зачем вкладывали? Итеграция – вещь весьма сложная. Те, кто делает космическую технику, с задачей справились, корабль получился, многие вещи просто уникальные. А что касается полета в беспилотном режиме, то американцы до сих пор не могут этого обеспечить. Дугое дело, что не подготовили полезную нагрузку. И это как раз говорит о том, что не было интеграции. — Сергей Константинович, стоит лишь познакомиться с задачами, которые решались в каждом вашем полете, чтобы понять: просто так не летаете. — С ноября 1988 года по апрель 1989-го был мой первый полет, и этим все сказано. Во втором строили станцию «Мир», было много выходов в открытый космос. Вообще, совместились как бы две экспедиции в одной (решение об участии Крикалева в десятой без промежуточного возвращения на Землю было принято незадолго до окончания полета по программе девятой экспедиции. Продолжительность его полета в итоге составила 311 суток, за семь выходов он пробыл в открытом космосе 36 часов – В. С.). Зтем стартовал на «Шаттле», довелось первым полететь с американцами. После этого – снова на «Шаттле», в составе первого «сборочного» экипажа на международную космическую станцию. Так что на рутину не могу пожаловаться. — Есть задачи, которые решать пока не доводилось, но хотелось бы? — Испытания новой техники, ее досборка за пределами атмосферы – это было бы интересно. Пока испытываем на земле, а после вывода на орбиту работа идет автономно, случаются отказы, связанные с системами управления, нераскрытыми батареями. Итересную проблему ставили американцы – возврат спутников с орбиты на ремонт. Потом, правда, выяснилось, что проще сделать новый.
ВШтатах – система — Вы и в Хьюстоне не раз бывали, обеспечивая американо-российские полеты в Космическом центре имени Джонсона, и дважды стартовали на «Дискавери», трижды совершали на нем посадки. Не будем говорить об огромной разнице в финансировании космоса у нас и у них – это и так понятно. Хотелось, чтобы сравнили саму атмосферу вокруг этой отрасли в Штатах и в России. — Во-первых, там внимания со стороны государственных организаций неизмеримо больше. Отсюда – и общественное признание. — То есть, и рядовые американцы по-другому относятся к этой отрасли? — Естественно. Правда, нередко считают, что у нас и сейчас, как во времена Гагарина. Так что порой объяснял, что теперь все далеко не так, те же средства массовой информации забыли и об авиации, и о космонавтике. — Но такая «забывчивость» СМИ – это, наверное, следствие государственной политики? — Думаю, да. Ну, а журналисты держат, что называется, нос по ветру. Что востребовано сегодня, о том и говорят. — А последствия можно и на вашем примере увидеть. Не так часто в Миассе бывают люди с такой биографией, но особого интереса что-то не видно было. — Можно эксперимент провести: собрать группу людей, предложить поговорить о космосе. Мне-то есть что рассказать, но вот им, уверен, нечего будет спросить. Если хоть немного узнают, то появится интерес. Помню, разговорился с кем-то из телевизионщиков в неформальной беседе, заинтересовался: «Вот вы показываете больше одно, меньше – другое. Как определяете?». В ответ услышал: «Даем то, что люди требуют». — Да ничего подобного! Не думаю, что люди жаждут лишь того, чем сейчас забиты телеканалы. — И у меня такое же мнение, ведь общаюсь с разными людьми. И когда говорят, что нет интереса к космонавтике, не верю. — Это и мы почувствовали после публикации диалога с Геннадием Михайловичем Стрекаловым. Интерес этот разговор вызвал. — Читал. Где-то Михалыч, конечно, крайнюю точку зрения высказал. Хотя положение действительно тяжелое. Причем, не только в космонавтике, но и в науке, образовании. Я бы не говорил, что кто-то специально топит нашу отрасль. Общая обстановка... — Раньше говорили о большом воспитательном значении космонавтики. Может, и напыщенно это звучало, но по сути, наверное, правильно? — Что у нас, что у американцев – это часть нашей работы. У нас сейчас как? Приезжаю в Питер, захожу в свою школу, кто-нибудь из учителей пригласит: «Слушай, давай в класс зайдем, десятиклассникам на вопросы ответишь...». Так же и в институте. Конечно, от встреч не отказываюсь, но у американцев и в этом плане система работает. ВNASA приходят заявки на встречи, их распределяют: кто и когда должен съездить в тот или иной университет. Приглашения, причем, идут не только из близлежащих штатов, но даже из других стран. — Но ведь и у нас все это вполне возможно. — Естественно. — Может, сама «Энергия» недорабатывает? Есть же в корпорации служба по связям с общественностью. — Служба есть. Но когда люди длительное время работают, то уже привыкают, может быть, к существующему положению дел. Должны быть поставлены задачи. Если просто склепать еще один корабль – это одно. Работать на долговременную перспективу – совсем другое. Пка, к сожалению, вся экономика чаще всего строится на базе каких-то краткосрочных приоритетов. А то, что то или иное дело выгодно в длительной перспективе, во внимание не принимается.
Внадежде на здравый смысл — И какое будущее нас ждет? — Считаю, все больше здравого смысла появляется. Может, это и газетный штамп, но оздоровление нации начинается. Мжно провести аналогию с авиацией. В сталинские времена, возможно, и искусственно поднимался ее престиж, но в итоге вниманием она обделена не была, в нее шли лучшие люди, создавались лучшие самолеты. В результате и сейчас остаемся на лидирующих позициях, хоть и не вкладываем ничего уже многие годы. А что касается космонавтики, то нельзя сказать, что ситуация стала существенно лучше, но, по крайней мере, ухудшается уже не теми темпами, как раньше. Так что надежда появилась. И вообще, она умирает, как известно, последней. — И День космонавтики станет опять настоящим праздником? — Опять же многое зависит от того, какое внимание будет к этому проявлено. Изнутри нашей «космической» среды поднять интерес малореально. Для нас 12 апреля всегда было и будет большим днем. А что важнее обществу: развитие науки и техники или поп-музыка (ничего против нее не имею!) — зависит опять же от того, какие установки. Пока, к сожалению, СМИ дают ущербно-ограниченную информацию, и многие уже сомневаются, были ли мы первыми в космосе. Ндеюсь, и наш разговор напомнит людям, что мы летали и продолжаем летать. — И о ваших полетах еще услышим? — Поживем — увидим. Все определяется необходимостью. Просто посмотреть на мир со стороны – такого интереса уже нет. Знаю, что каждый полет – тяжелый изнурительный труд. — Как я уже понял, вас в первую очередь интересуют задачи... — ...И как их выполнять. Для типовой моя квалификация вряд ли нужна. Если потребуется что-то необычное – буду рад применить свой опыт.
Беседовал В. СТРЕЛЬНИКОВ. Фото В. СУРОДИНА.
|
назад |