последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

21 февраля 2001 г.
№ 17

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ТОВАРНЫЙ ЗНАК – ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

   З считанные годы в нашей стране возникло огромное количество фирм. Не мудрствуя лукаво организаторы поначалу выбирали в качестве фирменных наименований традиционные слова. «Вымпелы», «лидеры», «контакты», «гермесы», «лотосы», «альфы» и др. имеются почти в каждом городе и зачастую не в одном экземпляре. Местные власти пытаются навести в этом какой-то порядок.

   А ведь есть путь, проверенный десятками лет в других странах. Это регистрация фирменного наименования в качестве товарного знака. В процессе регист-рации патентное ведомство проверяет заявляемое обозначение. Если такое наименование уже зарегистрировано или на него была подана заявка, то по новой заявке будет вынесено решение об отказе в регистрации. Таким образом своевременно регистрирующие свое фирменное наименование одновременно решают несколько проблем. Проверяют, нет ли в стране действующих фирм с таким же наименованием, занимающихся аналогичной деятельностью. Получают исключительное право на использование вы-бранного фирменного наименования, защищая себя от претензий третьих лиц и приобретая право запретить конкурентам с таким же наименованием работать в той же области деятельности. Фирменное наименование в этом случае становится полноправной собственностью владельца товарного знака со всеми вытекающими из этого последствиями. Оно может быть оценено, продано или передано в пользование, внесено в качестве вклада в уставной капитал и т. д.

   Яким примером надежности патентной защиты товарного знака в нашей стране может служить история с патентованием обозначения «МММ» предприимчивым «Бюро Денди». В результате Мавроди пришлось выкупать право дальнейшего использования хорошо разрекламированного обозначения у законного владельца товарного знака «МММ».

   Онако выбор фирменного наименования – дело довольно сложное, особенно, если оно будет регистрироваться в качестве товарного знака. Многолетний опыт патентной работы позволяет сформулировать некоторые правила, которыми следует руководствоваться при выборе фирменного наименования.

   В-первых, наименование должно быть запоминающимся, обладающим различительной способностью.

   В-вторых, оно не должно состоять только из обозначений, вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров или услуг определенного вида, например, «мебель», «шерсть», «аудит», «ремонт» и т. д. Оно не должно быть . общепринятым термином, например «строитель», «теплострой» и др. Это связано с тем, что товарный знак не должен препятствовать деятельности третьих лиц. Например, выданное в свое время свидетельство на товарный знак, в котором было использовано слово «пейджер», впоследствии было аннулировано, как препятствующее развитию пейджинговой связи в России.

   Втретьих, оно не должно указывать на качество, количество, свойства, назначение, ценность и другие характеристики товаров или услуг. Например, не будет зарегистрировано в качестве товарного знака фирменное наименование «Быстрое такси».

   Коме того, не допускается регистрация в качестве товарных знаков, обозначений, способных ввести в заблуждение потребителя. Например, нельзя челябинской фирме получить свидетельство на товарный знак «Московская мода».

   Нименование лучше всего придумать самим. Это может быть искусственно образованное слово, не несущее ярко выраженной смысловой нагрузки, например «Фирэн», «Кемма», «Фреш», «Мавт», «Метран», «Сантэ», «Инасцентр», «Ариант», «Никас», «Тетрак», «Бона», «Данкос», «Альменда», «Бовид», «ЭДС», «Пронап» и др.

   Более предпочтительным является использование искусственно образованного слова, несущего смысловую нагрузку за счет включения в него частей, имеющих самостоятельное значение или наталкивающих на определенные ассоциации. Примером могут служить товарные знаки «Сантэфарм», «Уралфарм» (фармокология), «Челгаз» (газ), «Экодом» (экономный дом), «Росагро» (агрономия), «Плант» (растение, саженец), «Мечел», «Юничел» (Челябинск) и др. В этом случае товарный знак информирует о некоторых аспектах деятельности фирмы (род деятельности, географическая область месторасположения фирмы и др.).

   Шроко используются в качестве словесных товарных знаков и обычные русские или иностранные слова, имена мифических и литературных героев, наименования растений и животных. Например, в Челябинске широко известны фирмы «Логика», «Мир», «Аспект», «Штерн», «Примула мод», «Айс» и др. Патентуются названия газет, журналов («Вечерний Челябинск», «Челябинский рабочий», «Челябинская неделя», «Уик энд»), теле- и радиопередач, названия театров, ресторанов и многое другое.

   Поцедура патентования довольно сложная, требует от исполнителя специфических знаний, больших трудозатрат на предварительную проверку новизны. Рассмотрение в патентном ведомстве длится в течение года (хотя возможно и ускорение), при этом оплачиваются государственные пошлины.

   Н… Вас знают. Вы полноправный владелец своего наименования, причем ваши права охраняются более надежно, чем по другим законам РФ, касающимся фирменных наименований. У вас без существенных финансовых затрат появилась собственность, стоимость которой с годами будет только возрастать (стоимость товарного знака «Кока-кола» по разным оценкам составляет от 1 до 30 миллиардов долларов США, стоимость товарного знака хорошо зарекомендовавшей себя на рынке отечественной фирмы также довольно высока). Запатентуйте свое фирменное наименование, выпускайте хороший товар, хорошо обслуживайте и вас будут знать.

   


Е. Крешнянская, директор Центра интеллектуальной собственности ЮУТПП, патентный поверенный РФ.

   Пимечание: все выделенные курсивом фирменные наименования защищены свидетельствами РФ на товарные знаки и знаки обслуживания.

   



назад

Яндекс.Метрика