последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 26 февраля 2003 г. № 15 Издается с 10 октября 1991 г. |
ПРОБЛЕМА – В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТАХ Вэти дни по всей стране проходят акции протеста работников бюджетной сферы. Учителя, работники здравоохранения, культуры и науки выступают против предложенной правительством реформы системы оплаты труда. Н этой теме спекулируют многие. На словах все депутаты и партии за повышение зарплаты бюджетникам. На деле проблема не решается годами. В чем дело? С этим вопросом мы обратились к человеку, понимающему суть вопроса, автору Федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» Александру Кузнецову. – Дело прежде всего в нас самих. Вы можете себе представить, чтобы в нормальной европейской стране людям месяцами задерживали зарплату. Или чтобы школьный учитель получал 1500–2000 рублей, то есть 50 евро? Ни первое, ни второе просто невозможно. Кроме того, всем известно – законы принимают депутаты, которых выбираем мы сами. – Но вы же понимаете, что при наших нищих бюджетах платить зарплату как на Западе возможности нет. – А почему наши бюджеты нищие? Давайте посмотрим на проблему по-иному. Почему в европейских странах учитель имеет зарплату на уровне металлурга или электроэнергетика, а у нас – в разы меньше? А может быть, Европа или Япония богаче России по полезным ископаемым? Или общий уровень образования в нашей стране уступает? Проблема в другом – в приоритетах государственной политики. В России изначально в бюджетах закладывается нищенская зарплата, причем делается это ежегодно. Если власть искренне заботится о доходах бюджетников, так и поступать надо соответственно, закладывать в бюджет необходимые средства. Причем всем понятно, что самостоятельно «потянуть» этот воз проблем бюджеты городов и регионов не смогут. Кто думает или говорит по-иному тот, извините, или дурак или жулик. Ну а коли ясно, что денег не хватает, то и надо искать дополнительные источники. Возможно, за счет прибыли, полученной от продажи и использования природных ресурсов, возможен специальный налог и т. п. – И все же вы не станете отрицать, что реформа системы оплаты труда необходима. Многие законы явно устарели и являются тормозом. – Не уверен. Словом «реформа» зачастую прикрываются. Людям не красивые слова нужны, а улучшение жизни. Российская власть не бедствует, я имею в виду не власть как институт, а господ во власти. Знаете ли вы хоть одного бедного начальника? Н одна так называемая реформа, какую сферу ни возьми, не привела к улучшению жизни людей. Реформа ЖКХ, армии, пенсий, социального страхования…Реформа зарплаты бюджетников «из той же оперы», композиторы одни и те же. Хрошо, что люди начали больше вникать и разбираться в происходящем. Я убежден, что дело здесь даже не в устаревших законах. Принятый пять лет назад закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» в полной мере позволял гибко и эффективно регулировать зарплату. Мы вместе с коллегами, в первую очередь из фракции «ЯБЛОКО» более четырех лет добивались его принятия, встречая ожесточенное сопротивление правительства. Этот закон позволял учитывать специфику отдельных отраслей бюджетной сферы, регламентировал базовые гарантии государства, его ответственность перед людьми. И что интересно, он был прогрессивней аналогичных законов многих развитых стран. Он предусматривал определение цены труда в результате переговоров и согласований между государством, работодателями и самими работниками в лице их профсоюзов. Это и есть цивилизованное регулирование зарплаты. Цена труда по определению – результат торга, плод компромисса между социальными партнерами. Я уверен: то, что предлагается правительством сегодня, несоизмеримо хуже по отношению к простому человеку. – А что произошло с вашим законом, почему он не заработал? – На это есть ряд причин. Во-первых, сразу после принятия закона зарплату удалось повысить, но правительство уговорило профсоюзы бюджетников отложить значительное повышение тарифных ставок на полгода. Затем, после избрания нового состава Госдумы, правительство «протащило» поправки, которые практически «похоронили» наш закон. Гавная же причина в том, что наш закон обязывал повышать зарплату, а не имитировать процесс. – И все же, в чем основные недостатки реформы, предлагаемой правительством? – Если коротко – в том, что эта затея – против интересов большинства граждан страны. Так как образование, здравоохранение, культура и наука – фундамент любого общества. «Реформа», которую пытается протащить правительство, на мой взгляд, антиконституционна. Власть пытается отказаться от своих базовых обязательств, перенося ответственность за ситуацию в бюджетном секторе на поселки, города и регионы. Правительство собирается гарантировать бюджетникам зарплату на уровне минимального размера оплаты труда, сегодня это 450 рублей. На мой взгляд, должно быть наоборот, то есть статус, к примеру, учителя поднят до уровня государственного служащего с соответствующим повышением размера зарплаты и гарантиями государства. Кроме того, предлагается оптимизировать штаты и норму часов бюджетников, что означает их сокращение. А обещанное с октября повышение зарплаты на 33 процента – на самом деле не более чем приманка. Тем более, повышением это не является, это лишь индексация, то есть сохранение покупательной способности зарплаты. Так как со времени последнего повышения зарплаты бюджетников рост цен составил около 30 процентов. Оним словом, это не реформа, а обман людей. Это развал отечественного образования, здравоохранения, науки и культуры. – Но согласитесь, что забастовки и митинги – не самый лучший способ для решения вопросов. Существуют более цивилизованные пути. – Но каким способом прожить месяц на 2000 рублей, если только за жилье надо отдать половину? Сможет ли, к примеру, Касьянов, Матвиенко или Починок прожить на 30 рублей в день? На мой взгляд, у людей сегодня просто нет иного варианта, как использовать полный набор законных мер, включая акции протеста, забастовки, обращение в суд и прокуратуру. «Реформу» зарплаты бюджетников надо останавливать. Добиваться от федеральной власти дополнительного финансирования бюджетной сферы, перераспределения финансов в пользу городов и регионов. Требовать существенного повышения зарплаты. Лчно я уверен, что эта проблема общая, а не только педагогов, работников здравоохранения, культуры и науки. От каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить завтра.
В. ТИТОВ.
|
назад |