последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

7 февраля 2003 г.
№ 10

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

СУДЬБУ СВОЮ НЕ ВЫБИРАЛИ

   Упоселка начало биографии невеселое. Первыми поселенцами здесь стали осужденные на небольшие сроки люди. В начале 30-х годов прошлого столетия места эти были довольно глухими, отдаленными от крупных городов. По-видимому, из-за этого и облюбовали его окрестности энкаведешники для ссылки не очень опасных преступников. Как вспоминают старожилы, строгостей поначалу больших не было. Ссыльные занимались лесоповалом, благо лиственничные и сосновые боры богатые были. До сих пор у дороги, ведущей в поселок, встречаются гигантские лиственницы, уцелевшие от топоров подневольных дровосеков.

   Пиблизительно к 35-му году уже была организована настоящая исправительно-трудовая колония. Сначала для взрослых, а потом — и навсегда — для несовершеннолетних. Но находилось место и для раскулаченных, спецпоселенцев, репрессированных со всех концов великого Советского Союза. Нынче их потомков — почти полсела. Оставались здесь на постоянное место жительства после окончания службы и работники колонии. Так что собственно уральских корней у этого поселка нет.

   А расположен он в удивительно красивом месте. Со всех четырех сторон окружен островерхими горами, с вершин которых открываются синие дали Урала и Ильменского хребта. Не оскудели и местные леса.

   Дма в основном частные, добротные. Крепко стоят и те, которые были построены еще в тридцатые годы, хотя большинство строений гораздо позднего периода. А вот новостроек в поселке нет. То ли действуют какие-то правила, не позволяющие расширять строительство в районе учреждений пенитенциарной системы, то ли не стремятся сюда сами новоселы, подспудно опасаясь соседства колонии...

   Мжду тем у этих мест есть какая-то необъяснимо притягательная сила. Многие молодые специалисты, в основном учителя (ведь другой работы здесь нет) по окончании институтов возвращаются в родной поселок и даже не помышляют об отъезде. Привораживает он и попавших сюда на службу военных.

   Осюда три километра до «пекинки», а до конечной остановки автобусов на Предзаводской площади столько же, сколько от вокзала до машгородка. Но сельчанам поездка в город обходится не менее 25 рублей, поскольку на обратном маршруте нет ни одной остановки в городе. Вот и вынуждены люди платить лишний раз за поездку к месту отправления автобуса. А наверное, можно было бы для таких маршрутов предусмотреть остановку в центре, куда обычно и едут сельчане за покупками. Еще проблематичнее поездка в Сыростан, где находится сельская власть. Для этого нужно сначала доехать до вокзала, где только и можно пересесть на сыростанский автобус. Очередной парадокс времен преобразований.

   Впоселке два частных магазина, хозяева которых, понимая положение сельчан, открывают им порой кредит — хотя бы булку хлеба взять до зарплаты. Не все обеспечены работой. Выбор-то есть: рядом лесопилка, свинокомплекс, «Миасстальк», колония, да вот мест рабочих на всех не хватает. Молодежь стремится устроиться в городе.

   Н территории Сыростанского поссовета это второй по величине поселок. А вот простой телефонной связи с городом и другими поселками нет. В колонии своя АТС, к которой подключена, в частности, и школа. Но в тот день, когда мы приехали сюда, телефон обреченно молчал. В свое время в числе других наказов губернатору была включена телефонизация Сыростана с дальнейшим подключением и других населенных пунктов, в частности, и Нижнего Атляна. Но пока дальше разработки проекта дело не идет. Можно, конечно, в случае острой необходимости обратиться за помощью к руководству колонии, но ведь все равно это не дело. Сотовые тоже не выход: сигнал не проходит.

   

   



назад

Яндекс.Метрика