последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

17 января 2003 г.
№ 4

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

МЫ ЗАЩИЩАЛИ ГОРОД НА НЕВЕ

Фронтовые подруги. Мария Сидоровна – слева.    Листая недавно новый календарь, я невольно остановилась на дате 18 января. И в памяти вдруг всплыли события далеких лет. Это день прорыва блокады Ленинграда... Именно тогда, 60 лет назад, на Синявинском рубеже, у Рабочего поселка № 1 (там до войны жили торфоразработчики) встретились войска Волховского и Ленинградского фронтов, прорвав блокаду Ленинграда, в которой он находился 850 дней и ночей.

   Вэтой кровопролитной битве с немецкими войсками участвовала 128-я стрелковая дивизия, сформированная в 1939 году в Свердловске. На защиту северной столицы она встала в сентябре 1941 года, когда после отступления из Прибалтики вошла в состав второй ударной армии Волховского фронта.

   Япопала на фронт в 1942 году после пятимесячных курсов радистов. Первое «крещение» получили мы под Волховом. Во время передислокации подошли к железной дороге, на путях стоял состав с горючим. И тут налетели фашистские самолеты, началась бомбежка. Мы, радистки, бросились бежать к лесу, а с другой стороны дороги бойцы нам кричат: «Куда?! Ложитесь!». Зарево от горящего состава было видно потом еще долго.

   Сужба у радистов, считаю, была обыденной. Круглосуточно по двое мы дежурили у мощной радиостанции РСБ, которую легко можно было запеленговать. Поэтому нас постоянно обстреливали, приходилось часто перемещаться с места на место. Со временем научились маскироваться, сооружали защитные стенки. Так всю войну и просидела в наушниках, принимая и отправляя шифрованные сообщения. До сих пор помню эти звуки: пи-пи-пи, ти-ти-та.

   16 месяцев 128-я мужественно сражалась на одном и том же Синявинском рубеже. Здесь фашисты не продвинулись ни на шаг. Трудно теперь представить, как удержали мы этот рубеж. На всю жизнь запомнился участникам обороны Ленинграда, воевавшим на этом участке, синявинский пейзаж: болота, заполненные водой, торфяные поля и штабеля, удушливый торфяной дым, канавы, воронки, изуродованные снарядами деревья. Вся низина отлично просматривалась с захваченной противником высоты.

   12 января 1943 года после двухчасовой артподготовки, когда стонала и дрожала земля, войска Волховского и Ленинградского фронтов пошли навстречу друг другу. Семь дней шла ожесточенная битва. 128-я дивизия наступала на самом решающем участке. После жестокого боя была взята деревня Липки.

   18 января подразделения 741 полка 128 дивизии вышли на окраину Рабочего поселка

   № 1 и соединились с войсками 67-й армии Ленинградского фронта. Немного позже на берегу Невы встретились передовые части 374-го и 533-го полков 128 дивизии с войсками Ленфронта. На этом месте в послевоенное время был установлен обелиск с надписью «Здесь 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, прорвав блокаду Ленинграда». Но тогда, в январе 1943 года, блокада была прорвана частично и битва за Ленинград продолжалась.

   Слдаты 128 дивизии стояли насмерть, обороняя Синявинский рубеж до января 1944 года, когда была полностью снята блокада города на Неве.

   Ме повезло: за всю войну только две небольшие царапины, и рация не получила значительных повреждений, хотя пройдено было немало. После Ленинграда освобождали Псков, Эстонию, Польшу. Весну 45-го встретили в Чехословакии. Наша рация первой в дивизии приняла сообщение о Победе.

   Сазу после войны не было времени для воспоминаний, приходилось заново налаживать мирную жизнь. Уже спустя много лет, когда готовились к 30-летию Победы, совет ветеранов нашей дивизии разыскал нас, стали встречаться, ездили на места боев. В 1986 году и я побывала там, где когда-то мы воевали, спускалась в окопы.

   Н Ленинградской земле много памятных мест, омытых солдатской кровью. Здесь, недалеко от Синявино, находится дивизионное кладбище, где покоятся останки 18 тысяч солдат и офицеров. А у высоты 43,3, стоит гранитный обелиск с надписью: «Советским воинам, павшим в боях за Ленинград у Синявинских высот в 1941—1944 г.» Нам, участникам обороны Ленинграда о тех боях напоминают медаль «За оборону Ленинграда», нагрудные знаки, «Ветеран Волховского фронта», «Ветеран 2-й ударной армии», «Ветеран 128-й дивизии».

   Иогда и сейчас привидится во сне пережитое. Очень все это было страшно.

   Нмного уже осталось в живых участников обороны Ленинграда. Бывало, собиралось на встречи до 1000 человек. Теперь переписываюсь с двумя однополчанами: из Марий-Эл и Петербурга.

   Ксожалению, редко кто уже вспоминает о событиях 60-летней давности. Внучка еще писала в школе сочинения о войне, а сейчас ребята мало об этом знают, так мне кажется...

   


М. КРЫЛОВА,бывшая радистка 128-й стрелковой Краснознаменной Псковской дивизии,

   участница обороны Ленинграда.

   

   Мрия Сидоровна Крылова после войны с 1947 до 1997 года работала в редакции Миасского радио.

   



назад

Яндекс.Метрика