последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

10 января 2003 г.
№ 2

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

НАТАЛЬЯ МАКАРОВА: «ПИАР ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМ!»

   Совосочетание «паблик рилейшнз» (более привычно — пиар) вошло в наш обиход в начале девяностых годов и очень скоро приобрело устойчивую негативную окраску. Народная молва сделала специалистов в этой области поистине всемогущими, которые могут за хорошие деньги сделать депутатом или мэром чуть ли не вчерашнего дворника. Между тем сам термин впервые употребил еще в 1807 году американский президент Томас Джефферсон, но до сих пор он не имеет адекватного перевода ни на один другой язык. У нас PR чаще всего трактуют как связь с общественностью.

   Лт десять назад начали создаваться и пресс-службы в структуре крупных фирм, как раз и призванные «наводить мосты» между бизнесом и обществом. У нас в городе пионером стал «УралАЗ», создавший полноценную пресс-службу четыре с лишним года назад. А в прошлом году специалисты признали ее лучшей в Уральском Федеральном округе, первое место присудило уралазовцам и областное журналистское сообщество, проводившее аналогичный опрос.

   Рководит пресс-службой ОАО «УралАЗ» с момента ее рождения Наталья Макарова. А так как журналисты и местных, и региональных изданий с полным основанием считают ее своей коллегой, то накануне 300-летия российской прессы мы и решили поговорить о плюсах и минусах пиара.

   — Наталья Анатольевна, сколько людей – столько и мнений. А как сами считаете, в чем все же основное предназначение вашей профессии?

   — Считаю, что прежде всего мы связующее звено между предприятием, его руководством и обществом. Наша основная задача — разъяснять миссию своего предприятия, формировать позитивный имидж. А критерий профессионализма — умение донести до людей интересующую их информацию, сделать ее доступной и понятной. Пиар-менеджер, специалист по связям с общественностью, работает в сфере услуг у своего предприятия, трудового коллектива.

   Вобще, это в немалой степени перекликается с партийной и комсомольской работой советских времен. А потом образовался вакуум: не стало специалистов, отвечающих за работу с людьми, умеющих разговаривать с ними, разъяснять ситуацию, информировать руководителей о ситуации в обществе. И гласность, открытость, информационная вседозволенность сыграли с нами злую шутку — сплошной поток негатива ввел общество в депрессию.

   — Наверное, потому что многие средства массовой информации в погоне за популярностью ищут прежде всего негативные моменты?

   — Журналисты, как правило, интереснее и с большей охотой пишут о том, что где-то дом обвалился, грандиозный пожар случился. Если проанализировать телевизионные выпуски новостей, то 70 процентов в них — негатив. Конечно, и об этом говорить надо. Но, на мой взгляд, не столько констатировать факты и смаковать подробности, а искать и анализировать причины. Иначе общество скатится в такое депрессивное состояние, что о каком-то созидании вообще говорить не придется.

   Ткой подход даже на примере «УралАЗа» был хорошо виден. Пока предприятие было в кризисе, для СМИ оно было весьма привлекательным — всем хотелось скандалов. А как только начались положительные изменения, журналисты не особо хотели о них рассказывать.

   — Но ведь вы смогли же в итоге привлечь внимание и к положительным изменениям. Как этого добивались?

   — Не боялись постоянно встречаться с журналистами, искали уникальность в каждом информационном поводе, стремились разъяснять ситуацию, доказывать, что задача не в том, чтобы облить грязью или протрубить о достижениях , а найти выход из ситуации. И от неосторожного слова в газете, на телевидении в конечном итоге страдают люди, 20-тысячный коллектив автозаводчан. Кто-то понимал, кто-то не совсем.

   — Пресс-служба может и должна быть, на мой взгляд, своего рода мостиком между СМИ и руководством фирмы. На иных же предприятиях она становится порой труднопреодолимым барьером...

   — Мне всегда хотелось, чтобы наша служба стала связующим звеном, чтобы журналисты получали информацию именно от нас, чтобы считали нас своими коллегами. Понятно, поначалу учились методом проб и ошибок. Опыта не было, специальной литературы — тоже. Это сейчас стали постоянными семинары, в стране уже есть специалисты-пиарщики высокого класса, выходят профессиональные журналы – «Советник», «PR в России»...

   Н главным с самого начала считала и продолжаю считать создание обратной связи, без чего невозможно нормально функционировать любой фирме. Поэтому четыре года назад вместе с психологом Ириной Васильевой начали с того, что открыли на заводе «горячий» телефон, почту внешнего управляющего. Активно использовали возможности заводской газеты. Сейчас этим же целям служат общественная приемная «Заботы», депутатская приемная.

   — Поневоле вспомнишь Ленина, говорившего, что газета — это не только агитатор...

   — ...Но и организатор. И разве плохо, что вот уже пятнадцать лет завод проводит 1-го сентября День знаний, идея которого родилась в «Уральском автомобиле», а сегодня ее подхватили многие предприятия города.

   — А ваша пресс-служба стала в числе прочего инициатором многих акций «Заботы». Наверное, всегда найдутся те, кто скажет, что это чисто пиаровские акции, работа на чей-то рейтинг. Но ведь имидж сам по себе не возникнет...

   — Абсолютно согласна. Люди быстро раскусят пустышку. Первичным было и будет дело. А если есть результат, то почему бы о нем не рассказать? Ведь хороший опыт кто-то обязательно использует. Другие будут делать по-иному, но круг добрых дел все равно расширится. У нас в городе немало предпринимателей и бизнесменов, которые хотят как-то проявить себя. В общественном движении «Забота» одна из программ теперь так и называется — «Творим добро вместе».

   Вобще, мне кажется, что мы все наконец-то начинаем понимать, что, помогая другим, сами становимся богаче, такова логика развития общества. А если хотим иметь жесткое, даже жестокое поколение, то можно ничего не делать — оно уже есть.

   — Похоже, мы повторяем путь, пройденный теми же Штатами еще полвека назад, когда посредством пиара там долго преодолевали инерцию массового сознания, разъясняли, что бизнес может быть социально ориентированным.

   — Конечно, повторяем. И хотя пиар пришел к нам вместе с избирательными технологиями и нередко был поначалу «черным», то теперь ситуация в корне меняется, подобные методы уже становятся свидетельством непрофессионализма. И чем грамотнее, профессиональнее будет пиар-сообщество, тем меньше останется негатива. Пока же люди настолько привыкли к «чернухе», что просто разучились воспринимать положительную информацию адекватно, пытаются найти какой-то подтекст, закулисные интриги.

   — Но можно, наверное, говорить о каких-то изменениях. Та же передача «Только хорошие новости» на «Экран-ТВ» не случайно появилась?

   — Именно в результате подобных размышлений. Работать в прямом эфире всегда очень сложно, но решили с творческим коллективом телекомпании все же попытаться сделать новую передачу, показать, что из «маленьких» радостей и состоит наша жизнь. Проект живет, рейтинг у программы неплохой, есть интерес и у спонсоров.

   — Наталья Анатольевна, мы беседуем накануне 300-летия российской прессы. Для вашей службы это тоже профессиональный праздник?

   — Конечно. Хотя пиар-специалист должен быть и психологом, и менеджером, и социологом, но ведь и хороший журналист должен владеть всем этим. А потом большинство журналистов признают в работниках пресс-служб своих партнеров, без которых невозможно работать в информационном поле. Я от всей души поздравляю своих коллег, всех журналистов нашего города с праздником! От всей души желаю творческих удач и побольше положительных эмоций!

   


Беседовал В. СТРЕЛЬНИКОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика