последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

27 ноября 2002 г.
№ 87

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

АНДРЕЙ ПАДУЧИН:«БИЗНЕС ДЛЯ МЕНЯ ЭТИЧЕН!»

   Сгодня в «Глаголе» премьера рубрики «Бизнес: первые лица». Мы планируем опубликовать цикл бесед с теми, кто стоит у руля предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Считаем, что интерес к ведущим менеджерам вполне оправдан – ведь именно от них в немалой степени зависит наш завтрашний день.

   Ко они, эти «капитаны» бизнеса? Каковы их взгляды на жизнь? Как добились успеха? Что у них «за душой»?

   Нш первый гость – Андрей Падучин. 35-летний руководитель ПО «Трек», начав семь лет назад фактически с нуля, сумел создать ведущее предприятие в своем сегменте рынка.

   Ндавно он был признан «Директором года», окончил Академию Госслужбы. Входит в группу при правительстве России, которая готовит от автопрома предложения по вопросам вступления России в ВТО. Работает в исполнительном органе Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов.

   — Андрей Николаевич, понятно, что выбор именно этой ниши – производства запчастей – был в какой-то степени обусловлен тем, что вы работали на автозаводе, вечерами учились на автотракторном в ЧПИ. Но все же, с чего начинали, каким был поход? Вы же были не первыми.

   — Начинали с малого – арендовали небольшой, квадратов тридцать, участок в «Кедре». Сам я тогда уже прошел очень хорошую школу, получил управленческие навыки, работая заместителем начальника электротехнического цеха автозавода.

   Пдход был довольно простой. Сформулировали несколько принципов бизнеса, четко определили цели, которых и достигали, не тратя лишних ресурсов.

   — И какими были эти принципы?

   — Не распыляться, целена-правленно бить в одну точку. Ведь кулаком и стену пробить можно, а что сделаешь растопыренными пальцами? Шли всегда оптимальным, самым дешевым и эффективным путем. В общем, по принципу «голь на выдумки хитра».

   А главная задача – стать лучшими, лидерами на рынке, делать самые качественные изделия. Этому были подчинены все дальнейшие шаги.

   — Предполагали тогда, начиная с нуля, что получится такой результат?

   — Амбиции, конечно, были. Но сказать, что ждали сегодняшнего результата, не могу. Более того – раза три-четыре из-за разных форс-мажорных обстоятельств были на грани закрытия.

   — Сейчас в «Треке» во многом, если не во всем, чувствуется очень продуманный подход. Это и создание самообучающегося коллектива, и формирование межфункциональных команд... В какой степени такой подход формирует непосредственно директор, а в какой – команда?

   — Глубоко убежден, что руководитель, если он действительно лидер, олицетворяет собой команду, которая складывается вокруг него. Поэтому он должен обладать, в первую очередь, определенными морально-этическими качествами.

   — И деловыми, соответственно?

   — Это неразделимо. Для меня бизнес сам по себе этичен. Нельзя говорить, что в бизнесе какая-то своя этика, а в жизни другая. Это в корне неверно.

   Кльтивируемая у нас корпоративная культура по сути мало чем отличается от библейских заповедей. Может, они лишь адаптированы к реальной жизни. Этика деловых отношений с партнерами, в коллективе – это основа, на которой все строится.

   — Продолжим тему ваших принципов. На мой взгляд, «Трек» – это в какой-то степени «государство в государстве», где жизнь бьет ключом, но где не любят говорить о достижениях. Вот, например, за год в два раза увеличили выпуск рулевых. Так почему скромничаете?

   — Да нет, это – позиция. У нас вообще масса нововведений, но зачем обо всем говорить сразу? А то просматривается тенденция: стоит предприятию чего-то добиться, и руководитель уже собирается в политику.

   — А вы еще не собрались?

   — Для меня совершенно ясно: или бизнес, или политика. Вообще, хоть и стала политика ругательным словом, но ведь по сути это деятельность, направленная на улучшение жизни общества. Пока же многие через публичную карьеру пытаются улучшить положение своего бизнеса.

   Хтя ни от чего зарекаться нельзя, но если уже пойду в политику, то постараюсь заниматься ей так же профессионально.

   — А если перефразировать классическую фразу «То, что хорошо для «Дженерал Моторс», хорошо для Америки»? Надеетесь когда-нибудь сказать аналогичное о «Треке» и России?

   — Надеюсь. По крайней мере, сейчас власти предержащие начинают это понимать. И в городе тоже. Проблема в том, что у нас по-прежнему царит административно-хозяйственная система. Многие чисто хозяйственные вопросы решаются с помощью силовых нецивилизованных методов. Работают административные схемы, в ходу «накаты» за деньги. И пока силовые структуры будут решать поставленные кем-то политические и экономические задачи, ничего хорошего не будет. А общество уже готово к иному – ведению бизнеса в равных партнерских отношениях.

   — В связи с этим, какой завтрашний день «Трека»? Постоянно расширяется ассортимент, а не так давно вы заявили, что конечная цель – автомобиль. Это не для красного словца?

   — Ни в коем случае. Мы четко понимаем: оставаться в том состоянии, в котором сейчас находимся, нельзя. По технологическому оснащению отстаем от мировых лидеров, поэтому поставлена задача за два года перевооружиться и найти стратегического партнера, с которым сумеем создать автосборочное предприятие.

   — И каким будет конечный продукт? Легковой автомобиль?

   — Скорее всего. Расчеты показывают, что с ростом платежеспособности населения можно будет продавать в России и бывших республиках около двух с половиной миллионов машин в год. Сейчас же мощность нашего автопрома – миллион.

   — И какой должна быть машина для российского потребителя?

   — По цене «десятки», порядка пяти тысяч долларов, но совершенно иного качества. Вон на фордовский «Фокус» всеволжской сборки при цене 12 тысяч долларов очередь расписана на полгода вперед...

   — Но «Форд» поставил жесткое условие – не брать на работу тех, кто когда-либо работал в российском автопроме.

   — Это еще не говорит о правильности подхода. Хотя каждая компания вправе сама определять свою политику. Для них, наверное, дешевле научить «с чистого листа». По крайней мере, логика есть.

   Ктати, у нас примерно то же самое: мы не принимаем со стороны специалистов ни на инженерные, ни на руководящие должности. Люди растут от станков, человек должен доказать преданность предприятию на тяжелой работе. Поэтому сейчас у нас 40 станочников получают вечером высшее образование. И ставим цель переквалифицировать как можно больше – с каждым годом увеличивается доля инженерного труда. Но есть четкая установка: численность компании расти не будет.

   — И даже если родится автосборочное предприятие?

   — Вместо ответа – один пример. На «фольксвагеновском» заводе в Мозеле при мощности миллион машин в год работают четыре с половиной тысячи человек. Для сравнения: на ВАЗе, где объемы меньше, численность под 80 тысяч.

   — Андрей Николаевич, давайте теперь о делах житейских. Насколько знаю, вы живете в квартире. А ведь многие считают делом чести воздвигнуть коттедж...

   — Если говорить попросту, то «не жили богато, нечего и начинать». А если серьезно, то любые траты, в том числе и личные, четко ограничены рамками, которые сами себе когда-то установили. Поэтому могу и трачу на себя ровно столько, сколько в свое время было определено. Понимаю при этом, что от любых незапланированных трат пострадает бизнес. Ведь практически все деньги, которые зарабатываю, вкладываю в дело. Так что сегодня не в состоянии построить коттедж и его содержать.

   — Понятно, что при такой динамике загрузка – «выше крыши». Но тем не менее, давно и серьезно занимаетесь аквалангом, парусом. Владеете широким кругом вопросов, в том числе и выходящими за рамки экономики. Что читаете?

   — Сейчас пытаюсь перечитать классиков, что пропустил в школе. На отдыхе – модную сейчас Людмилу Урицкую. Открыл для себя Габриэля Гарсиа Маркеса – «Сто лет одиночества», «Любовь во время чумы», «Полковнику никто не пишет». Еще – Марсель Пруст.

   — И когда все это?

   — А я же много передвигаюсь. В самолете, в машине пока везут... Практически не смотрю телевизор, не читаю газет, журналов. Только дайджесты прессы, в том числе и местной, интернет.

   — Разговор с вами открывает рубрику, посвященную лидерам миасского бизнеса. А как считаете, о ком еще стоило бы рассказать?

   — Замечательные мужики вокруг, каждый достоин отдельной истории.

   


Беседовал В. СТРЕЛЬНИКОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика