последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

21 июня 2002 г.
№ 45

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

В ОДНОМ РИТМЕ СО СТРАНОЙ

   1942 год многое изменил в жизни Миасса. В конце 1941-го сюда было эвакуировано несколько промышленных предприятий из центральных областей России. 16 апреля 1942 года с конвейера автомоторного завода сошла первая коробка скоростей, 28 апреля был собран первый двигатель. Уже в конце 1942 года завод выдал 9303 мотора и 15375 коробок скоростей. 15 января первую продукцию выпустил Московский завод «Динамо».

   Вте годы, безусловно, вся жизнь людей была подчинена одной цели: сделать все от них зависящее для победы над врагом. И они не жалели сил на работе.

   Жтели города, как могли, помогали сельскому хозяйству. Комсомольцы МНЗ организовали сбор запчастей для ремонта сельхозтехники. Вначале казалось, что на заводе трудно найти детали, необходимые для ремонта трактора или плуга – ведь выпускали здесь только напильники. Но когда стали подводить итоги работы, удивились: «И откуда что взялось?!». Все запчасти передали Миасской МТС.

   Шольники, учащиеся техникумов занимались изучением сельхозтехники, а летом работали в колхозе. Женщины занимались на курсах трактористов при Кундравинской МТС. Из 59 курсантов было 19 женщин, затем создали специальную женскую группу. При тресте «Миассзолото» открылись курсы овощеводов.

   Ве больше мужчин уходило на фронт, и на их место становились их жены, матери, сестры. Даже в горной промышленности, где по традиции работали почти исключительно мужчины, во время войны около половины рабочих мест заняли женщины. И они успешно справлялись с чисто мужской работой и даже перевыполняли нормы. Домохозяйки и пенсионеры вышли на старательские работы, занимались добычей живицы, служившей сырьем для химической и оборонной промышленности. В колхозе «Пахарь» вышел на работу кузнецом 70-летний Михаил Иванович Хлызов, о котором колхозники говорили: «Дед у нас в кузнице крепко заворачивает».

   Кнечно, огромное желание и силы работать как можно лучше придавали и письма с фронта. Их часто печатали в газетах. Вот, к примеру, письмо бывшего председателя колхоза «Броневик» А. Федорова: «Кипел жаркий бой. ... Одним отделением связи командовал я, другим товарищ Невзоров, ранее работавший на Мелентьевском руднике... Шесть раз мы с товарищем Невзоровым ходили исправлять обрывы. Работали под ожесточенным артиллерийским обстрелом, под пулеметным и минометным огнем, но ни на минуту не появлялось чувство страха. Мы знали, что за нашими плечами лежат огромные просторы нашей Родины, мы знали, что за Уральским хребтом лежат родной Заураловский колхоз «Броневик», родной рудник Мелентьевка. Там живут наши дети, свободное и счастливое будущее которых мы защищаем от гитлеровских поработителей».

   Мого было собрано средств на нужды фронта. Люди вносили свои средства, трехдневные, недельные заработки в Фонд обороны. Собирали средства целенаправленно. Например, на танковую колонну имени Челябинского комсомола, которую проводили на фронт 25 апреля 1942 года. На броне 29-ти танков КВ, построенных сверх плана в Танкограде за счет средств, внесенных молодежью Южного Урала, были приварены эмблемы – комсомольские значки. Вложили свои средства на эту колонну и школьники поселка Ленинск, и артель «Объединение», внесшая и помимо этого в Фонд обороны 5 тысяч рублей. Тургоякская артель «Ударник» на танковую колонну имени промкооперации отчислила прибыль за 1941 год и отдала трехдневный заработок. Школа № 1 собрала деньги на танковую колонну имени Советского физкультурника. Были отправлены средства и на танковую колонну «Челябинский колхозник».

   Пмимо денег миасцы собрали много теплой одежды, продуктов и для фронтовиков, и для жителей освобожденных районов. Собирали все, что могли: платья, белье, обувь, шили платочки, кисеты, пекли печенье, отправляли домашнюю птицу и много, много всего другого. Из Ильменского заповедника, например, к Дню Красной Армии отправили 12 кг брусники, мороженые уральские пельмени, которые сами стряпали из купленных на свои деньги продуктов. Занимались подледным ловом рыбы, которую потом коптили и отправляли на фронт. К Дню Красной Армии из артели «Урал», со станции Миасс отправляли и музыкальные инструменты: гармони, гитары, балалайки и патефоны с пластинками.

   Вмарте на фронт ездила делегация Челябинской области, в составе которой был забойщик Мелентьевского рудника И. Д. Серебряков. Делегация сопровождала эшелон из 64 вагонов с подарками для бойцов Северо-Западного фронта от трудящихся Челябинской области. Уральцы видели разрушенные деревни, слышали рассказы о зверствах фашистов, побывали у бойцов на передовой, разговаривали с пленными немцами, такими же рабочими, мобилизованными в армию, которые не хотели воевать.

   Вответ шли благодарственные письма с фронта. Бывший начальник шахты № 13 Тыелгинского рудника А. Балявин пишет: «Вы, мои земляки, трудящиеся Миасского района! Если бы вы знали, сколько вы доставили нам, бойцам, командирам и политработникам глубокой радости и замечательнейших минут присылкой своих скромных, но чрезвычайно дорогих для нас подарков!». А вот еще строки из писем: «Здесь на фронте мы особенно ощущаем вашу заботу и любовь. Большое спасибо за подарки! В ответ на вашу заботу мы обещаем бороться с врагом так, чтобы стереть его с лица земли».

   Н затухала в городе культурная и спортивная жизнь. Спорту уделялось большое внимание, так как люди понимали, что фронту нужны сильные, здоровые бойцы. Многие юноши стали активными участниками Всесоюзного лыжного похода, проходившего под лозунгом «На лыжи, молодежь!». Проводились эстафеты на призы «Рабочей газеты», сдачи норм ГТО, первенство города по футболу.

   Оень много проходило самодеятельных спектаклей, концертов, лекций, средства от которых также шли в Фонд обороны. Много выставок на злободневные темы устраивал городской музей, здесь же можно было и почитать газеты, узнать новости с фронта. Посещаемость музея доходила до 10 тыс. человек в месяц, что для нас сейчас кажется просто невероятным, поскольку население Миасса в то время было немногим более 40 тыс.

   Хчется сказать и еще об одной стороне жизни миасцев. Во время войны в город были эвакуированы дети, потерявшие родителей, из захваченных немцами районов. Только за первые три месяца 1942 г. миасцы усыновили 20 детей. Взяла себе сына и семья Витушкиных, у которых уже было двое детей. Шестилетний Юра сам выбрал себе родителей. Когда они пришли в детский дом, мальчик заявил ребятам: «Это – мои папа и мама. Они за мной приехали». Мама у мальчика, оказывается, умерла, а отец погиб на фронте. Так и остался Юра жить в Миассе, в семье, которая стала ему родной.

   Эо лишь некоторые примеры трудового героизма и человечности жителей Миасса. И так было по всей нашей большой стране. И это было основой успехов нашей армии, взявшей в окружение под Сталинградом огромную группировку гитлеровцев в ноябре 1942 года.

   


И. НЕВРАЕВА, научный сотрудник городского краеведческого музея.

   



назад

Яндекс.Метрика