последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

17 апреля 2013 г.
№ 29

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Духовные скрепы» уже найдены

   Нвая воспитательная методика основана на общечеловеческих ценностях

   Сгодня образование – одна из наиболее реформируемых сфер. Электронные дневники заменяют бумажные, из тысячи предложенных образовательных программ «предметники» выбирают самостоятельно. Одно лишь условие – соответствие ГОСТу.

   Оратимся же к духовной жизни учеников, моральной стороне школьной жизни. Что же происходит с воспитательной компонентой в современных школьных и дошкольных образовательных учреждениях? Вопрос не хитрый: мероприятия, мероприятия и еще раз мероприятия. Но никто не может точно сказать, каким образом ребенок «воспитывается» и чем измерить это пресловутое «воспитание»?

   Вконце прошлого года В. Путин в своей речи отметил, что обществу как воздух нужны «духовные скрепы», которые бы людей сплотили. «Идеологические штампы прошлой эпохи» уже в прошлом, а новой концепции нет как нет. Президентом была поставлена задача: найти или создать заново эффективную программу воспитания школьников.

   Сгодня педагоги школ активно обсуждают вопросы воспитания учеников, а педагоги детских садов – дошколят. Что можно предложить подрастающему поколению в качестве духовной пищи? Все в поисках правильного ответа: почему же воспитание нравственных качеств и привитие общечеловеческих ценностей все еще остается за кадром?

   Нука также пытается ответить на этот вопрос. Одной из новых методик по воспитанию стала «Методика отбора содержания социализации и оценивания социализованности мальчиков (юношей) и девочек (девушек)» профессора ЧГПУ Сергея Григорьевича Молчанова. Он говорит о формировании у ребенка уже с дошкольного возраста «положительных социальных компетенций», иначе говоря, нравственности, доброты, отзывчивости, терпимости к окружающим, и других. Ученые выяснили, что в детских садах дети выбирают себе друзей из наиболее активных, веселых, доброжелательных. Все просто – детям необходима дружелюбная среда для развития здоровых личностных качеств.

   Пофессор С. Молчанов: «У нас не было никогда, к сожалению, инструмента, при помощи которого можно измерить социальную компетентность ребенка, человека в целом. И вот наконец-то создан инструмент, возможно, это первая версия и дальше будут более совершенные версии этого инструмента. И мы считаем, что это ответ на послание президента, который как раз говорит, что надо создать новую современную воспитательную компоненту в школе. Все дети должны быть социально компетентными и позитивно настроенными, а не стрелять, как на Цветном бульваре».

   Ккой же мерой мы измерим, насколько эффективна работа, проведенная педагогом сегодня? Оценка – это количество хороших поступков и отношение к другим людям.

   Ляльное отношение к окружающему миру, толерантность, доброжелательность – эти качества призывают прививать сегодня с самых пеленок. С. Молчанов предлагает проводить с детьми занятия, на которых они будут формировать образ идеального друга, подруги, себя самого из предложенных положительных вариантов слов, типа «добрый», «хороший», «готовый помочь», «милый», «с тихим голосом» и так далее. В детских садах работу планируется проводить с родителями как наиболее сознательными. В школах же ситуация несколько иная. Ребята самостоятельно выбирают те качества, которыми должен обладать друг, подруга, для старших школьников – муж, жена. Полученные результаты обсуждаются, каждый может высказать свое мнение или сделать замечания. Подобные занятия учат детей оценивать не только окружающих, мир вокруг, но и себя в первую очередь.

   Мма двоих детей: «Методика пока что не получила должного распространения, поэтому многие о ней просто не знают. Я, например, слышу впервые. Понравилось то, что автор заложил в основу своего учения общечеловеческие ценности, такие, как добро, любовь, верность, преданность, дружба, ответственность. Как родитель могу сказать, что мне бы хотелось, чтобы мои дети были готовы к жизненным реалиям, чтобы они поступали с другими людьми по совести и имели достойный круг общения, были готовы к формированию семьи и отношений с окружающими людьми».

   Кк отмечает сам профессор, методика полезна еще и тем, что она помогает ребятам подготовиться к будущему созданию семьи, осознанному созданию. Пожалуй, мы двигаемся в правильном направлении. Ведь ребенок, покинув пределы школы, встает перед более сложными проблемами, например, как распределить свой бюджет или в какой вуз поступать. Таким образом, будучи успешным в учебе, ребенок не всегда оказывается успешным и в жизни. Выживают, как показала практика, наиболее приспособленные дети, а не самые интеллектуальные.

   Нчальник МКУ МГО «Образование» И. Невраева: «МКУ МГО «Образование» в моем лице считает необходимым и своевременным адаптировать методики профессора в образовательных учреждениях города, то есть вооружить педагогов научным инструментом для активной работы в становлении и развитии у детей положительных социальных компетенций. Я считаю, что это должен быть непрерывный процесс, который позволяет работать с детьми даже в летнее время, в лагерях отдыха, для этого существуют технологии. Дети сами указывают ориентиры, а мы их подхватываем и развиваем».

   Совом, в настоящее время появился инструмент, которым могут воспользоваться, а могут забросить в дальний ящик стола и забыть о нем. На сегодня методикой профессора С. Молчанова пользуются педагоги по воспитательной работе нескольких школ города, но пока что по желанию. Вскоре эта методика будет адаптирована во всех школах и на официальном уровне.

   


Анна Вирченко.



назад

Яндекс.Метрика