последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

12 января 2001 г.
№ 3

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

НУ, ЗА ИНФОРМАЦИОННУЮ СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ!

   Унас праздник – День российской печати. Наряду с извлеченной из пласта прошлого даты создания первого в России информационного издания сегодня уместно вспомнить о начале нового исторического поворота в судьбе отечественной журналистики. Я говорю о дарованной нам после большевистских оков надзора свободе печати. Она была провозглашена законами о СМИ, — сначала, в 1990-м году, Советским государством, а через год – Российским.

   Пошло немногим более десяти лет, и мы с вами, читатель, видим, к чему привела эта свобода, в частности: разрешение любому гражданину, любой организации создавать свое СМИ – будь то печатное или электронное. В киосках, на улицах у торговцев – многие десятки новых изданий, самого разного пошиба – политические, эротические, скандальные, коммерческие... Есть полезные, умные, есть... в общем, разные.

   Содной стороны – прекрасно, когда есть выбор, с другой стороны – обнажились само собой разумеющиеся вещи: что слово – это оружие, которым можно манипулировать, преследуя разные личные цели, что четвертая власть проявляет себя порой далеко не лучшим образом, не всегда в мирных целях, а то и просто используется для сведения счетов. И теперь, после воплощения в жизнь лозунга «стало можно» уместно спросить: «нам это надо»?

   Впрошедшем году мне довелось принять участие в двух крупных мероприятиях, проведенных с привлечением представителей СМИ из разных регионов России. Это были I Всероссийская конференция «СМИ России: рынок и информационная безопасность», а также съезд участников Конгресса российских СМИ. Так вот, наслушалась я и про информационную войну и про продажность братьев по цеху. А когда один из выступающих гневно воскликнул: «Почему же мы такие свиньи?» (это он о журналистах), мне, проработавшей, как я полагала, честно 30 лет в журналистике, стало совсем грустно. А впрочем, все нормально, перефразируя слова одного писателя, можно при этом только горько вздохнуть: «В хорошие времена – хорошая пресса, в ужасные времена – ужасная пресса».

   Ксчастью, думающая часть общества, обеспокоенная судьбой России, начинает собирать соратников для прекращения информационных войн, для перевода СМИ на созидательные рельсы. Выпустив джинна из бутылки, спохватываемся: что же мы наделали?! Большую программу оздоровления прессы имеет Конгресс российских СМИ, в стране создается «Медиасоюз», активизируется Союз журналистов России. Да и президент в сентябре подписал доктрину об информационной безопасности страны. Надо думать – вырулим.

   Онако, ведь не все само собой случается. Принято считать, что свобода печати – это одно из самых главных достижений отечественной демократии. Но, как часто у нас бывает, сие остается только лозунгом. На московских встречах я познакомилась с редакторами из самых разных регионов, представляющими издания сродни нашему «Глаголу» – общегородские, неполитические. Я узнала, что очень многие газеты образца 90—92-х годов имеют те же радости и печали, что и мы. Во-первых, счастливы, что выстояли и сумели пережить экономические кризисы. Во-вторых, большинство существуют по принципу «не до жиру, быть бы живу». А как иначе, если государство по сути региональные газеты не поддерживает. Единственную льготу – отсутствие 20-процентного налога на добавленную стоимость нам продлевают лишь на очередной год, как бы пугая: будете себя плохо вести, и это отнимем. Как и у нас – повсюду велики тарифы на доставку газеты подписчикам. Все, как один, жалуются на непомерные цены ни бумагу, полиграфические услуги и т. д. А зарплата? С трибуны совещания прозвучало, что в среднем журналисты нашего роду-племени, городских и районных газет, получают 50 долларов (в Москве почему-то все «зелеными» считают). Грустно. И какая тут свобода и независимость, когда приходится заглядывать в глаза рекламодателям и порой отдавать им площадь на первой полосе (престижнее место — подороже расценки), хотя и планировалась там подборка городских информаций. Вот и получается, как ни крути, что мы попадаем в зависимость если не от учредителя (мы живем на «свои»), то от рекламодателей.

   Ичто же – так тому и быть? Нет, разумеется. Надо избавляться от любой конъюнктуры. Об этом также много говорилось на упомянутых мной встречах. А председатель Конгресса российских СМИ – журналист, издатель, предприниматель Александр Орлов убеждал с трибуны и в кулуарах: при тех возможностях, которыми обладают СМИ, они в состоянии сами основать и поставить на высокий уровень любой бизнес и получать доходы. Это, конечно, не самоцель (при чем тогда любимая журналистика?). Но если мы действительно стремимся к свободной прессе, перспектива заманчива.

   Инеплохо с такими мечтами и помыслами вступать в новый век. Правда?

   Жзнь продолжается. Мы продолжаем учиться на собственных ошибках. Мы куда острее стали понимать: то, что нас объединяет, куда важнее и больше того, что нас разъединяет. Мы будем стараться вместе с вами делать хорошую газету. Громких слов никогда не любила и не умела произносить, но все-таки где-то в глубине души таится надежда, что и наша газета способна и сможет вложить свой кирпичик в наш общероссийский дом – дом, где живется свободно и радостно. Но это, я повторю, только вместе с вами, читатель. Вы – и наш главный заказчик, и судья, и инвестор.

   


З. СОКОЛОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика