последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

22 марта 2013 г.
№ 22

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Кровные узы

   Дноры Миасса взывают к властным структурам

   «К добровольному донорскому движению весной традиционно подключается молодежь» – бодро рапортуют сегодня отдельные издания. Агитация на высоте. О совести, долге, безвозмездной помощи людям говорится очень много.

   А вот депутат городского Собрания депутатов и почетный донор Алевтина Комиссарова уверена, что добровольно сдавать кровь этими красивыми фразами обычно призывают те люди, которые берут деньги за каждый свой шаг. И на этом фоне система поощрения почетного донорства вызывает вопросы.

   Сдите сами. Фактически единственная льгота для почетных доноров – это ежегодная выплата из федерального бюджета в размере 11138 рублей. Все остальные льготы на практике носят формальный характер. Ну, скажем, что значит «первоочередное предоставление путевок» при отсутствии четко обозначенных формулировок: каких путевок и куда? Как бы то ни было, стать почетным донором становится все сложнее. Почти год назад принят федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» (№ 125-ФЗ), в котором указано, что нагрудным знаком «Почетный донор России» награждаются граждане, сдавшие кровь 40 и более раз или плазму крови 60 или более раз.

   – Вот эта частица «или»… Но ведь донор не выбирает, что ему сдавать – кровь или плазму. Сегодня у него берут только кровь, завтра только плазму, – возмущается председатель донорского совета ГРЦ Леонид Кипоть. – Поэтому кадровые активные доноры, которых всегда не хватает, сидят теперь и размышляют: пойти сдать кровь – а вдруг на станции берут только плазму? А в итоге получается: если я недоберу до положенной цифры, то что – почетное донорство мне не светит?»

   Кк считает Леонид Кипоть, говорить о донорской меркантильности в этой связи неуместно. Далеко не всем по силам пройти дорожку до почетного донорства. Любая сдача крови – это нагрузка на организм, иногда в ущерб здоровью. К тому же на сегодня средний портрет миасского донора таков: это женщина примерно сорока лет, не очень состоятельная. Не от хорошей жизни люди нередко стремятся к почетному донорству.

   Рньше донор после сдачи крови получал наличными триста рублей на обед. Теперь согласно приказу Министерства здравоохранения РФ «Об установлении пищевого рациона» (№ 1039 от 13 декабря 2012 года) деньги на руки не дают. Доноры получают талон в какое-нибудь заведение на сумму не более 120 рублей. Один из доноров, оказавшись в такой ситуации, счел себя оскорбленным и написал в прокуратуру следующее: «После сдачи крови мне был выдан талон в (название учреждения общепита опустим). На талоне была обозначена сумма в 120 рублей. На этот талон в этот же день мне было предложено: салат из квашеной капусты с ветчиной, тушеная капуста со свининой, стакан чая и два кусочка хлеба. Рассмотрев предложенный мне «обед», я пришел к выводу, что он принципиально отличается от рациона донора, приведенного в приказе Минздрава в меньшую и худшую сторону».

   Кработе местной станции переливания крови, по словам Леонида Кипотя, особых претензий нет. Правда, донорам хотелось бы, чтобы по факту сдачи крови станция предоставляла справки об общем количестве сдачи. Причем по первому требованию. Донор считает, что бывали случаи, когда данные о сдаче крови терялись. С ним не согласен директор управления здравоохранения Миасского городского округа Сергей Приколотин.

   – Не вижу никаких причин для этого, – считает он. – Количество сдач крови фиксируется строго.

   Сргей Приколотин выразил понимание ситуации, в которой в настоящий момент оказались доноры. Случилось это по вине федерального центра. То, что доноров надо любить и лелеять, страна, возможно, поймет, когда донорское движение потеряет активность. Это скажется на больных. А пока вновь звучат по-человечески понятные призывы, обращенные к чувству долга студентов-добровольцев. Но эти призывы некоторые доноры иначе как «молодежными завлекаловками» не называют.

   Рководитель Миасского филиала ОГУП «Челябинская областная станция переливания крови» Елена Коробатова: «Донорство у нас до девяностых годов прошлого века было сугубо добровольным. Сдал кровь – тебя накормят обедом. Предоставят два отгула. К наличной оплате перешли в девяностые годы, идя навстречу пожеланиям населения. Вспомните, какие безденежные были времена. Сейчас донорам предоставляют прекрасный обед в кафе. А вообще кровь больным просто необходима, и торг здесь неуместен. Я приглашаю миасцев стать донорами, от этого зависит множество жизней. Подчеркну, что этот вопрос не терпит меркантильного подхода. Больные люди не виноваты – им нужна кровь».

   P.S. Доноры ждут содержательного ответа от областных и федеральных властей на вопрос: как и кому сегодня присваивается звание «Почетный донор РФ»?

   


Марк Корюков.



назад

Яндекс.Метрика