последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 22 марта 2013 г. № 22 Издается с 10 октября 1991 г. |
В луче сердца жил и творил миасский мастер живописи Евгений Никольский «Глагол» уже сообщал об открытии в краеведческом музее выставки акварельных картин Евгения Васильевича Никольского, где состоялась презентация красивого альбома «Времена года». Этим изданием город отдал дань любви и памяти замечательному художнику и педагогу, которого с нами нет уже более 30 лет. Уил не только рисовать… Вгороде по сей день проживает немало людей, считающих себя его учениками. Причем, он учил их не только рисовать и живописать, ваять из глины. Многие миасцы, бывшие его студийцами, называют Евгения Васильевича своим учителем жизни, духовным наставником. Так, Любовь Шкерина на открытии выставки рассказала, какое сильное впечатление произвел на нее, тогда еще молоденькую, Евгений Васильевич своей цельной, гармоничной натурой. Нкольский, как свидетельствуют его ученики и друзья, был человеком светлым, жизнелюбивым, в то же время скромным, малоразговорчивым. Известная художница Людмила Баженова, много сделавшая для выхода альбома, назвала Евгения Васильевича Светочем. Он нигде и никогда не выпячивал своего «я», но имел крепкий внутренний стержень, твердую волю, которую употреблял исключительно в добрых целях. Его доброту, отзывчивость, благородство и возвышенность души ощущали все, кто с ним общался. И это был тот пример поведения и отношения к жизни, который действовал безотказно. О был не только одаренным художником, но и от природы хорошим психологом, воспитателем. Этими качествами во многом был обязан родителям, но не столько потому, что его отец был учителем словесности, а мать – сестрой милосердия в военном госпитале. Корнями род Никольских тесно связан с православной средой. Будучи женатым на пианистке Вере Медник, Евгений Васильевич напитывался богатством классической музыки. Вместе с женой они перечитали немало художественной литературы, собрали приличную домашнюю библиотеку. Душевно щедрый человек, он всего себя отдавал ученикам, друзьям, родным. Птевку в профессию дал Самарканд Дтство и юность Евгения Васильевича, выпавшие на 20-30 годы XX века, прошли на Украине, где население страдало от безработицы и голода. Чтобы скорее встать на ноги, сначала старший брат Николай, а затем и Евгений едут работать на ЧТЗ. Евгений вечерами ходит в изостудию. Работу и творческую карьеру прерывает Великая Отечественная война. Никольский добровольцем записывается в Красную Армию. Однако воевал недолго: был тяжело ранен и демобилизован. Чтобы быть полезным фронту, завербовался на военный завод, эвакуированный в Самарканд. Вместе с ним в Среднюю Азию переехала жена Вера. В Самарканде во время войны «квартировало» Ленинградское художественное училище, куда и поступил Евгений учиться без отрыва от производства. Его наставниками были крупные ленинградские художники. Большие мастера кисти заложили в начинающего живописца не только основы профессионализма, но и умение по-особому видеть и чувствовать окружающий мир, в минуты творчества сливаться с природой отображаемого, созидать сердцем. После войны молодая чета с дочерью Наташей вернулась в Челябинск. Вспитывал любовью Сгодня хранительницей семейного архива, большей части акварельных работ отца является младшая дочь Марина. – Дом был наполнен любовью, гостеприимно открыт перед многочисленными друзьями и знакомыми, – рассказывает Марина Никольская. – Здесь часто звучала музыка, читались стихи, велись задушевные разговоры. Более всего отложилось в памяти необыкновенное обаяние отца, его трепетное отношение к маме, к нам, дочкам. Отец был на редкость уравновешенным, душевно спокойным человеком. Отдавая много времени и душевных сил работе, ученикам, он никогда не забывал о доме. Он был ответственен везде, в том числе и дома, где все самое сложное делалось его умелыми руками. Детей приучал к дисциплине и порядку. Кк рассказала Марина Евгеньевна, отца направили в Миасс как профессионального художника, в котором очень нуждалась провинциальная культура послевоенных лет. Он некоторое время работал художником-оформителем на автозаводе, но большей частью – вел изостудии в домах культуры. Последним местом работы Евгения Васильевича была изостудия ДК автомобилестроителей, его заслугами получившая звание народной (в 1992 году ей было присвоено имя основателя – Е.В. Никольского). Из-под его «крыла» вышло немало способных художников, продолживших образование в специальных училищах и институтах. Некоторые из них возглавили городские изостудии. – У отца, несмотря на его большую загруженность основной работой, хватало времени на собственное творчество, – продолжает Марина Никольская. – В молодости он написал немало картин маслом, многие из них сейчас хранятся в частных собраниях (он с радостью дарил их друзьям), в учреждениях Миасса и Челябинска. По сей день два больших полотна находятся в школе искусств № 2, где работала мама. В последние годы отец писал в основном акварелью, трудился много, вдохновенно, участвовал в выставках. Его единственная персональная выставка прошла незадолго до смерти, более всего он хлопотал о выставках коллег и учеников, организовывал их, оформлял. Влюбившись в Южный Урал, обошел его вдоль и поперек, знал едва ли не каждую тропку. Красота природы была для него своеобразным божеством, источником жизненных и творческих сил. Своих детей и учеников он учил замечать и любить неповторимое очарование уральского пейзажа. – Во время занятий в студии всегда негромко лилась из приемника классическая музыка, – вспоминает одна из учениц Никольского Любовь Сухоруких. – Евгений Васильевич тихо подходил к тому или иному студийцу, тактично подсказывал, а зачастую сам проводил на его рисунке две-три точных линии, после чего ученику хотелось лучше выполнить работу. Обучая нас правильно подтачивать карандаши, сначала всегда дарил собственноручно подточенный карандаш. Для каждого студийца он находил нужное, всегда ко времени сказанное слово, которое нередко касалось вообще жизни, поведения. В походах на пленер он просил юношей и мужчин нести этюдники девушек. Сам на свои плечи взваливал несколько штук, избавляя от нелегкой ноши девичьи руки. Во время внезапного дождя, сильного ветра непрестанно заботился, чтобы мы не простудились, не обморозились. И никаких ЧП никогда не случалось. И пусть далеко не все из нас, его учеников, стали профессиональными художниками. Он прежде всего воспитывал в нас людей чутких, любящих родной край, стремящихся к красоте и добру. Сет с картин П мнению многих художников, Евгений Никольский создал миасскую школу акварели, отличающуюся чистотой цвета и особой, ни с чем несравнимой лиричностью. Обильный свет в его пейзажи привносился будто из самой природы, пройдя сначала через широко открытое миру и вдумчивое сердце живописца. Он всецело жил и творил в этом луче, исходящем из глубины его сердца.
Вячеслав Егоров.
|
назад |