последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

15 марта 2013 г.
№ 20

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

В заповедник ни ногой

   Вминувшие выходные охрана Ильменского заповедника задержала горожан, которые зашли на его территорию

   Вминувшее воскресенье житель машгородка (назовем его Дмитрий К.), прогуливаясь за стадионом «Заря», стал подниматься в сторону перевала Ильменского хребта, чтобы сфотографировать природу.

   Мновав табличку, запрещающую вход на территорию заповедника, недалеко от его границы был остановлен инспекторами охраны. Вместе с ним остановили и четверых пенсионеров, прогуливавшихся по тропинке, протоптанной в снегу. Гражданам объявили о нарушении установленного здесь режима охраны, подпадающем под ст. 8.39 КоАП РФ.

   – Пенсионеры чуть не плача стали умолять инспекторов отпустить их. Один из них признался, что серьезно болен, – рассказал Дмитрий. – Их отпустили. Я, видя, что они уходят, пошел за ними, но тут же был схвачен за рукав инспектором охраны, который сказал, что не отпустит меня. Затем инспектор потребовал, чтобы удалил снимки на фотоаппарате. Я пытался возражать, на что услышал предупреждение о возможной конфискации фотоаппарата. Удалил снимки, а затем работники охраны заповедника составили протокол об административном правонарушении.

   Вкоре процедуре задержания также подвергся очередной прохожий мужчина. Он тоже говорил, что серьезно болен, но протокол на него составили. Честно говоря, неприятно было наблюдать, как унижаются люди.

   Соит добавить, что Дмитрий не был уверен, что заходит на особо охраняемую природную территорию. В Интернете на сайте заповедника он пытался найти карту его территории с четко обозначенными границами, исходя из которой можно определить границы заповедника по отношению к прилегающей городской земле, но такой карты не обнаружил. На сайте отсутствует и Положение о деятельности природоохранного учреждения. Ничего не говорится о запрете фото- и видеосъемки и тем более о конфискации снимающей аппаратуры. (А если бы оно и существовало, то насколько законно требование удалить фото? – авт.)

   Дитрий написал письмо в редакцию, в котором задал ряд вопросов руководству заповедника. Например, можно ли рядовому жителю города оформить пропуск на проход в заповедник; существуют ли в нем зоны рекреационного использования; каким образом фотоаппарат может быть орудием совершения правонарушения в случае прохода на территорию заповедника?

   Сбственно, наш читатель обозначил проблему, которая давно волнует миасцев. Что греха таить, сегодня на территории Ильменского заповедника, бывает, орудуют злостные нарушители и браконьеры, умеющие скрыться от инспекторов. Они оставляют мусор и костровища даже в тех местах, где вообще не должна ступать нога человека. А вот законопослушному гражданину даже случайный вход в заповедник может стоить административного штрафа. Многие горожане задаются вопросом: что нам дает Ильменский заповедник, стоит ли им гордиться, и какой от него прок городу и его жителям? Ссылаются, кстати, на недавнее обращение премьера Дмитрия Медведева, в своем видеоблоге призвавшего открыть заповедники для познавательного и экологического туризма.

   Взражаешь? Плати штраф!

   Чобы разъяснить ситуацию, корреспондент «Глагола» обратился к директору заповедника Петру Вализеру.

   – Инспекторы действовали правомерно и законно, – подчеркнул Петр Михайлович. – Автор письма и другие указанные в нем горожане проникли на заповедную территорию, вход на которую запрещен. Об этом гласит табличка, надпись на которой они проигнорировали. Что касается фотосъемки, она, согласно положению о нашем заповеднике, возможна лишь с разрешения администрации. Поэтому в данном случае требование удалить снимки было правомочным, как и предупреждение об изъятии фотоаппарата как орудия правонарушения.

    – Автор письма выполнил требование инспекторов. Почему на него составили протокол? – следующий вопрос директору.

   – Как следует из письма, пенсионеров инспекторы отпустили. Вообще в среде наших охранников действует негласное правило: если нарушитель не прекословит, незамедлительно покидает охраняемую территорию, никаких административных наказаний он не несет. Составление протокола – реакция на несогласие и упорство, проявляемое нарушителями. Вот и из письма следует, что его автор не сразу выполнил требование инспектора, пытался возражать.

   «Пока не открываем»

   Птр Вализер оказался в курсе стратегии правительства РФ, направленной на развитие экологического туризма, в том числе на территориях государственных заповедников. По его информации, из более сотни заповедников для туристов открылись только 12.

   – Считаю, что развивать туризм можно, прежде всего, в национальных парках, – заметил Петр Михайлович. – В отношении заповедников это следует делать очень осмысленно и лишь при наличии комплекса благоприятных факторов: удаленности от городов, больших площадей заповедной территории, контролируемых проходов к природным объектам, которые уменьшают риски для научно-исследовательской и природоохранной деятельности учреждения. Ильменский заповедник «не вписывается» в перечень условий, которые способствовали бы его открытию для туристов. Люди могут существенно навредить его минералогической составляющей, подобной которой в России нет.

   – Ну а природные красоты?! Какой вред им нанесут туристы, если с фотоаппаратами поднимутся в горы или пройдут к озеру по двум-трем экологическим тропам?

   – Теоретически не нанесут. Но при сегодняшнем невысоком уровне культуры немалой части населения две-три открытых для туристов тропинки превратятся в десятки троп и дорог, по которым хлынет неконтролируемая масса «любителей природы» – с удочками, мангалами, палатками, лодками, собаками. Зимой – не только пешком и на лыжах, но и на скоростных снегоходах, которые наши охранники на «Буранах» не догонят. Пройдите вдоль границ заповедника, пролегающих вблизи жилых районов, и вы увидите горы мусора, натуральные помойки. Приходилось даже судиться с городом, чтобы их убрали. Мне не понятно, почему возникает вопрос открытия заповедника для туристов, когда вокруг столько красивых мест, а в одном-двух часах езды национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Пока заповедник открыт только для студентов, аспирантов, научных работников.

   P.S. Дмитрий К. явился в отдел лесной охраны заповедника точно в назначенное время. Никого не застал, вновь столкнувшись с некорректностью его сотрудников. Штраф он, конечно, заплатит, только так и не поняв, какой вред нанес заповедной природе ее фотографированием. Кстати, закона, запрещающего фотографировать заповедники, мы так и не нашли.

   


Вячеслав Егоров.



назад

Яндекс.Метрика