последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

13 февраля 2013 г.
№ 11

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Эхо Сталинграда

   Масец ищет информацию про своего деда, погибшего при обороне города на Волге

   Пселок Иловля сегодня неприметное место на карте. Славится разве что урожаями с полей, этнографическим музеем казачьего быта. Плюс еще тем, что где-то здесь художник Петров-Водкин написал картину «Купание красного коня», да еще какой-то выросшей тут моделью по имени Катя. Тихое место поселок Иловля Волгоградской области.

   А семьдесят лет назад, в 1942-43 годах, это была одна из самых горячих точек на планете. Враг рвался к Волге, фашисты бросали в Сталинградский котел массу живой силы и техники, советские войска сражались за каждую пядь земли.

   – В районе станции Иловля разгружались наши части, которые прибывали на Сталинградский фронт в августе-сентябре 1942 года, – сообщил председатель челябинского областного поискового отряда «Ориентир» Евгений Кочетов. – Разгружались, выдвигались пешим порядком и вступали в бой. Линия фронта проходила рядом, но наши бойцы не дали врагу перерезать железнодорожную ветку.

   Иенно летом и в начале осени 1942 года неподалеку от Иловли, в малой излучине Дона, проходили особенно тяжелые бои. Героическую оборону высоты 180,9 близ станицы Сиротинской в августе 1942 года вели 16 воинов 40-й гвардейской дивизии, повторившие подвиг гвардейцев-панфиловцев. На территории Иловлинского района, на хуторе Медведев, размещался штаб Донского фронта под командованием маршала Константина Рокоссовского.

   Н у жителя Миасса Александра Сивова к этим местам свое, особое отношение – где-то здесь лежит прах его деда – Михаила Ивановича Маркова.

   – Мой дед работал механизатором на МТС, был призван на фронт в сентябре 42-го года, едва закончились полевые работы, – рассказал Александр Сивов. – В октябре он прошел курс молодого бойца и был направлен под Сталинград. В ноябре от него пришло письмо, что здесь идут тяжелые оборонительные бои. А потом – тишина. Пропал без вести.

   Уе после войны стало известно, что Михаил Иванович Марков после ранения в руку лежал в госпитале, что располагался под Иловлей. Потом эту территорию захватили немцы. Что было дальше – неизвестно. То ли расстреляли они раненых, то ли те приняли бой и все полегли. Одно знает Александр Васильевич точно: в плен его дед не попал. Немцы фиксировали военнопленных с типичной для них скрупулезностью, и потому в каком-нибудь документе гитлеровцы непременно упомянули бы фамилию сдавшегося. Нет, раненый боец, вероятнее всего, погиб, сражаясь за Родину.

   Впоисках хоть каких-то сведений Александр Сивов перелопатил массу документов. Особенно ценную информацию ему предоставила общественная база данных «Мемориал». Следов деда благодарный потомок пока так и не нашел, зато обнаружил немало сведений о наших южноуральских земляках, сражавшихся под Сталинградом примерно в то же время и в том же районе. Например, 20 октября 1942 года здесь погиб призванный из Миасса Николай Никонов и пропал без вести замполит Семен Ячменев.

   Пи знакомстве с документами выяснилось, что много южноуральцев участвовало в боях за город у Волги.

   – Да, например, 87-й артиллерийский полк формировался из жителей Верхнего Уфалея, – подтвердил и Евгений Кочетов. – Про миасцев не скажу – нет сведений. Но известно, что 310 наших земляков погибло только за два дня – 15-16 августа 1942 года – в районе излучины Дона. Немецкие войска в лице 6-й армии фельдмаршала Паулюса рвались с ходу переправиться через реку и выйти к Сталинграду. Но сразу этого сделать они не смогли. Лишь через неделю фашистам удалось переправиться.

   Чо творилось на полях под Сталинградом летом, осенью и зимой 1942-43 годов – не передать словами. Трупов с той и другой стороны было столько, что их не успевали хоронить. Мертвые фашисты и защитники нашей страны лежали штабелями, иногда друг на друге – как в этой смертельной свистопляске узнать кто есть кто. И все-таки чудо случилось. Поисковики обнаружили останки нашего земляка из Устиново – гвардии старшего сержанта Петра Ивановича Перемыкина. Кстати, известно, что он погиб тоже под Иловлей, в ходе контратаки осенью 1942 года.

   


Марк Корюков.



назад

Яндекс.Метрика