последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

1 февраля 2013 г.
№ 8

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Человек из киновесны

   Н Южном Урале побывал классик отечественного кино Марлен Хуциев

   Оин из главных создателей фильма «Весна на Заречной улице», режиссер, снявший «Заставу Ильича» и «Июльский дождь», на Южном Урале впервые. Возраст у мэтра весьма преклонный (он родился в 1925 году), но любопытство – мальчишеское. Марлен Мартынович не просто принял приглашение организаторов кинофестиваля «Полный артхаус» приехать в Челябинск. Он отправился в наши края на поезде. Чтобы страну посмотреть, в атмосферу народной жизни вникнуть.

   Мрлен Хуциев прибыл под конец фестиваля и пробыл в наших краях два дня. По этой причине фильмы, представленные на конкурс, он почти не посмотрел. Зато знакомился с Челябинском, беседовал с южноуральцами. В том числе и с журналистами, которых собрали для встречи с гостями фестиваля в кинотеатре имени Пушкина.

   Првым делом Марлен Хуциев сообщил, что ему хочется приехать сюда еще раз.

   – Это желание говорит о том, что Челябинск – город хороший, – заметил Марлен Мартынович. – Мы стали общаться с челябинцами, и это самое главное. Были в музее каслинского литья, в органном зале. Там нас встретил потрясающий органист Владимир Хомяков.

   УХуциева особое отношение к нашему краю еще и потому, что с Южным Уралом связана жизнь Леонида Оболенского. Режиссер рассказал, что именно под Оболенского писалась главная роль в сценарии его фильма «Послесловие». Но последовал отказ актера, и эту роль в фильме сыграл Ростислав Плятт. Однако Оболенский и Хуциев остались друзьями. Совершая визит к нам, режиссер побывал в музее-квартире Оболенского и даже провел там мастер-класс. В связи с тем, что Леонид Оболенский похоронен в Миассе, гость выразил желание посетить и наш город, правда, в другой раз.

   Рзговор с журналистами шел в основном о культуре, о ее состоянии в стране. «Умирает культура – умирает нация. Нация персонифицируется в культуре, что и произошло в 19-м веке с русской литературой и музыкой», – поделился своими наблюдениями Марлен Хуциев. Именно литература позапрошлого века у него – любимая. Особенно Пушкин и Лермонтов.

   – А представьте, что произведения Пушкина разошлись по разным странам. Допустим, «Евгений Онегин» стал достоянием французской литературы и стал… «Эженом». Достоянием других культур стали бы и «Медный всадник», и «Пиковая дама», и многое другое. Уверен, что каждое из этих произведений было бы признано величайшим в национальной культуре. А все они – у нас, и возникли из-под пера одного автора, – с гордостью отметил режиссер.

   Мрлен Мартынович рассказал журналистам забавную историю. Где-то (в раю ли, на земле ли, в далеком будущем ли) сидят в одном помещении Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский и другие русские классики литературы. Ждут Пушкина. Кто-то смотрит в зеркало, кто-то коротает время за чтением. Наконец вбегает величайший поэт – весь в мыле. Извиняется, мол, плохие дороги. И, почти не обращая внимания на собравшихся, Александр Сергеевич горячо приветствует скромно стоящего в стороне поручика. Этим поручиком является Лермонтов. Такая вот притча о литературных приоритетах.

   Мрлен Мартынович считает себя человеком городским. Он и родился в Тифлисе, теперь это Тбилиси, столица Грузии. С городом была связана деятельность его родителей – актрисы грузинского театра Нины Утенелишвили и отца-коммуниста Мартына Хуцишвили, репрессированного в 1937 году. Пульс городской жизни и отражается во многих фильмах режиссера. Будь то провинциальный городок, где живут сталевары, в «Весне на Заречной улице» или столица в «Заставе Ильича». Именно этот пульс поколения шестидесятников режиссер уловил, когда снимал в политехническом институте молодых поэтов, читающих свои стихи, – Евтушенко, Вознесенского, Казакову, Ахмадулину… А последние работы Хуциева – это фильмы-раздумья потрясающей глубины и мудрой созерцательности. Таков, например, и последний фильм «Невечерняя», снятый в 2010 году, что представляет диалог Чехова и Толстого, поднимающий очень непростые и очень русские вопросы.

   – Я не люблю напряженной драматургии, – добавил Марлен Хуциев. – Мне дорого настроение. Именно это и затягивает зрителя. Сейчас, конечно, другое время и другие темпы, но я – человек старомодный, мне эти темпы не нужны.

   Вимание к мэтру не выглядит случайным. Организаторы фестиваля «Полный артхаус» и его гости подчеркивали, что авторам нашего кино есть о чем поразмышлять. Слишком много за последние годы снято российских фильмов «под Голливуд», слишком откровенный американский кинорынок наши кинодеятели принимают за эталон. Как следствие, появилась масса картин, оторванных от реальной российской жизни. Снимали, не выезжая за МКАД, и получали потуги под блокбастеры. А темы – о золотой молодежи («Стиляги»), о «богатеньких буратино» («Кровные узы»), о хищных людях с оружием («Жмурки»). А если «модные режиссеры» и обращались к провинциальной жизни, то мазали все исключительно черным цветом. Зрительское отношение к такому кино в какой-то мере проявилось и на кинофестивале «Полный артхаус». Приз зрительских симпатий здесь достался неизвестному мюзиклу «Доктор», опирающемуся на лучшие традиции отечественного кино, в то время как очередной фильм Балабанова в Челябинске с треском провалился.

   

   «Полный артхаус» – фестиваль авторского кино, проходивший в Челябинске с 18 по 23 января.

   Уредитель – администрация Челябинска. Фестивальные площадки – кинотеатры имени Пушкина и «Знамя».

   Пиглашенные гости – Рената Литвинова, Марлен Хуциев. Приз зрительских симпатий получил фильм режиссера Владимира Панкова «Доктор».

   


Марк Корюков.

   



назад

Яндекс.Метрика