последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

25 января 2013 г.
№ 6

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Нерв и совесть эпохи

   Сгодня Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет

   Н только в нашем городе, а и во всей Челябинской области вряд ли найдется второй такой человек, как Нина Пастухова, которая знает о Владимире Высоцком если не все, то почти все.

   Иделится своими знаниями с земляками, проводя беседы, предоставляя коллегам-учителям методические разработки уроков и классных часов, рассказывая в газетах и на телевидении о множестве встреч со своим кумиром, его родственниками, о ценных приобретениях для будущего музея Высоцкого.

   Дм Нины Пастуховой – кладезь уникальных книг, плакатов, альбомов, всевозможных документов, рассказывающих об артисте, поэте и певце, которого называют «дымящейся совестью XX века». Все это – практически готовые экспонаты для музея Владимира Высоцкого, творчество которого в домашнем собрании Нины Ивановны представлено широчайшим образом, начиная с любительских магнитофонных записей и самиздатовских сборников, выпущенных еще при жизни Владимира Семеновича. К слову, один из них подарен работниками ГРЦ, в коллективе которого многие, начиная с легендарного генерального конструктора Виктора Макеева, высоко ценили песни и стихи опального барда.

   З более чем тридцать лет после смерти Высоцкого столько всего накопилось, что места в комнатах уже нет. В подсобном помещении хозяйка хранит магнитофоны и проигрыватели тех лет, которые благодаря своему раритету также могли бы стать экспонатами музея Высоцкого. Нина Ивановна получает письма от других поклонников, предлагающих для музея свои вещественные свидетельства. А на днях она получила от сестры из Москвы серебряную медаль с профилем Владимира Высоцкого, выпущенную, по всей видимости, за рубежом и посвященную 75-летию выдающейся личности.

   Двняя мечта Нины Пастуховой – открыть в Миассе музей В. Высоцкого. Собственно говоря, он давно мог бы открыться, став достопримечательностью Миасса, но проблема в помещении. Те, что предлагались, требовали больших финансовых вложений на ремонт. Но Нина Ивановна не теряет надежды, поскольку находятся люди, готовые оказать ей содействие в создании музейной комнаты. И, вне сомнения, сюда охотно пойдут не только миасцы, но и жители соседних городов и районов, желающие больше узнать о человеке, по-настоящему оцененном только после смерти.

   Дстаточно знать характер и жизненные установки Нины Пастуховой, чтобы понять причины ее многолетнего преклонения перед недюжинным талантом Высоцкого, самоотверженность, с которой она собирает сведения о нем, экспонаты для будущего музея. Еще в Челябинском пединституте будущий филолог решительно продемонстрировала на экзаменах свои симпатии не любимому властями Высоцкому, за что была выпущена из вуза без диплома. И только благодаря влиятельному дяде, спустя два года, уже работая преподавателем, получила документ о высшем образовании.

   Е педагогическая деятельность и вся жизнь сопряжены с большими сложностями и конфликтами – как у Высоцкого, у которого она, начиная с десятилетнего возраста, как только услышала первые его песни о войне, училась правдивости, честности, согласию с собой. Внучка священника тянулась не только к храму, но и к песням бунтаря, который, хоть и не был церковным человеком, стремился жить в ладу со своей совестью, а, значит, считает Нина Ивановна, по-своему приближался к Богу. Увлеченность Высоцким не нравилась начальству, но она продолжала на уроках, дополнительных занятиях, факультативах, выездных беседах неустанно и вдохновенно рассказывать о Владимире Высоцком, о его борьбе – стихами и песнями – с лицемерием, косностью, подлостью, отравлявшими жизнь советских людей.

   Нна Пастухова рассказала нам о концерте любимого барда в 1976 году в Пицунде, о спектак-ле «Гамлет» в театре на Таганке за несколько дней до смерти артиста, сыгравшего в нем главную роль в предынфарктном состоянии. По мнению Нины Ивановны, он был рожден именно для своего времени, чтобы быть его нервом и совестью. И эту свою миссию выполнял сполна, невзирая на огромную усталость, нездоровье, преследования со стороны КГБ. Он запомнился ей крепким, но легким, улыбчивым, хоть и певшим с хрипотцой, но умевшим говорить нежно, тихо, с неподдельной искренностью в интонациях.

   Пи жизни Высоцкого о нем практически не писали, его сборников не издавали, а с печального лета 1980 года, после смерти ставшего вдруг большой знаменитостью артиста и барда, хлынул поток литературы и публикаций о нем. Тогда Нина Ивановна и приобрела большую часть своей уникальной коллекции. И одновременно занялась трепетным изучением творчества, биографии, родословной Владимира Семеновича. А еще – посвятила ему десятки своих стихотворений, некоторые из них увидели свет в журналах и газетах.

   Вт строки из стихотворения, которое Пастухова посвятила матери Владимира Высоцкого Нине Максимовне, с которой беседовала, встретившись на Ваганьковском кладбище:

   Кроткой жизни

   отзвучала драма.

   Ве позади –

   второго акта нет...

   Н там, в Москве,

   измученная мама,

   Н отрываясь,

   смотрит на портрет.

   М попадали в плен

   его мелодий,

   Сихов, прицельно бьющих,

   как свинец.

   А для нее он просто был

   Влодей,

   Рбенком, сыном,

   другом, наконец.

   Псть это так, но нам

   достанет силы

   Чканный образ

   помнить до конца.

   Рссия-Мать застыла

   у могилы

   Иплачет вместе

   с матерью певца.

   


Вячеслав Егоров

   P.S. 26-го января, в 17 часов в Доме культуры «Бригантина» Нина Пастухова проведет беседу о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.



назад

Яндекс.Метрика