последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

18 января 2013 г.
№ 4

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

В движении жизни

   Юноуральский поэт выпустил в свет книгу-размышление о бытие и творчестве

   – Добрый день, Гарри! Или Игорь? Итак, первый вопрос напрашивается сам собой: «Я Селестен зовусь, я Флоридор зовусь. Я за себя боюсь, поскольку я двоюсь». Эта ситуация относится к симбиозу преподавателя и литературоведа Игоря Медвецкого и поэта Гарри Беара? И симбиоз это, либо что-то другое?

   – Вопрос хороший, он вообще многим приходит в голову, кто знает обе стороны моей писательской деятельности. Трудно сказать, есть ли тут симбиоз или это, скорее, дань привычке. Примерно с 1985 года я стал подписывать свои стихи именем Гарри Беар, хотя у меня были и другие псевдонимы, но этот как-то прочно врос в мою жизнь. А с возникновением в начале 1988 года поэтического объединения «Студия-1», я уже не мыслил свое художественное творчество без этого имени: «Гарри» – аналог варяжского имени Игорь, «Беар» – «медведь» по-английски. То есть мой псевдоним довольно легко разгадывается. Ну а именем, данным мне при рождении, я подписываю все свои научные статьи, какие-то разработки в области методической и преподавательской деятельности.

   – Не является ли псевдоним поэта свидетельством тайной страсти к французской актрисе Эммануэль Беар?

   – Нет! Я вообще узнал о существовании этой актрисы где-то в самом начале 2000-х годов из Интернета. Естественно, меня приятно удивило наличие знаменитой однофамилицы, но… Фильмов с ее участием я, честно говоря, не помню, надеюсь, однако, что актриса хорошая.

   – Один из самых банальных вопросов к служителям Муз: когда вы написали первое стихотворение, первый раз взяли в руки кисть, первый раз спели для мамы? Я пойду противоположным путем и спрошу: а о чем последнее ваше стихотворение?

   – Одно из последних моих по времени написания стихотворений – это «Будущее без нас» – текст на современную политическую ситуацию в стране. Может, это и плохо, когда поэт отвлекается на мирскую суету, пишет «гражданские» стихи. Однако ситуация в России развивается так, что жизненная реальность уже не минует ни прозу, ни поэзию.

   – Многие из тех, кто дома сидит и смотрит телевизор, думают: зачем что-то писать, зачем что-то читать? Включил телевизор: вот тебе Путин, вот тебе девицы веселые. И пиво с чипсами – на табуретке…

   – Если человек не интересуется серьезной литературой или искусством вообще, то никакими заклинаниями его нельзя заставить что-то прочитать или даже посмотреть. В последние пятнадцать лет в России все большее давление мы испытываем со стороны массовой культуры – через телевидение, Интернет, развлекательные журналы и книжки. Даже сериалы на серьезные, казалось бы, темы превращаются в поток балагурства и лубочных картинок жизни. Я не говорю о бесконечных развлекательных шоу, поставленных в расчете на самое примитивное понимание. Поэтому молодое поколение и не хочет читать Пушкина, Достоевского, Льва Толстого, Бродского. Его вполне устраивают современные тексты, часто подписанные какими-то нелепыми «никами», с примитивными сюжетами, сальными шутками и набором банальностей. Можно ли считать это практичным подходом к жизни? Очень сомневаюсь.

   – Поэзия не умерла, но не стала ли она сродни музейному экспонату? По крайней мере, в той манере, в которой творили Пушкин и Боратынский?

   – Как это ни странно, но в творческой манере Александра Пушкина продолжает творить довольно большое число пишущих стихи людей. Можно зайти на любой интернетовский ресурс со стихотворениями на русском языке и убедиться в этом. Это часто поэтами-любителями в полной мере не осознается, потому что тексты Пушкина мы впитываем с самого детства, он как бы растворен в нашем языке. Человеку, пишущему стихи на русском, выйти из-под влияния Пушкина, Лермонтова, Есенина или даже Тютчева бывает довольно сложно… Впрочем, такой задачи люди часто перед собой и не ставят. Они просто хотят делиться с другими своим настроением, чувствами, эмоциями. И какая им разница, что они берут при этом напрокат у наших классиков устоявшийся ритм, образы, а иногда и довольно узнаваемые периоды их текстов.

   – Что вы думаете о поющих поэтах?

   – Наверное, если поэт хочет исполнять свои тексты под лютню или гитару, никто не может осуждать его. Хороший стихотворный текст сам по себе содержит музыку, надо только уметь услышать ее. Пушкин, насколько мне известно, не пел своих стихотворений под фортепиано, но его стихи и даже отрывки из «Онегина» стали запоминающимися русскими романсами. Есенин, например, сам любил выразительно читать свои стихи и даже что-то напевал под гитару Кусикова, но вряд ли его нужно считать поэтом-исполнителем. А вот Владимира Высоцкого от гитары оторвать невозможно, с напечатанных текстов его стихов просто прорываются его неповторимый с хрипотцой голос и звучание гитары…

   – Как найти дорогу к сердцу читателя? Или искать ее вовсе не обязательно?

   – Думаю, для любого поэта и писателя важно, чтобы его читали. Поэтому найти дорогу к читателю, разумеется, нужно. А вот как это сделать? Честно говоря, у меня нет универсального рецепта. Думаю, что, во-первых, тексты поэта должны быть вполне доступны читателю, сейчас это, с развитием информационных технологий, вполне возможно. Во-вторых, поэт должен выразить какое-то настроение отдельного человека или общества в целом, которое никто не мог выразить до него. И такого поэта сразу запомнят и выделят читатели. Ну и третье, пожалуй, – улыбка Фортуны, удачное стечение обстоятельств…

   – А пробовали вы писать прозу так, чтобы мыслям было просторно, а словам тесно?

   – Именно к этому я и стремлюсь. Вообще, мой творческий девиз: «Больше мыслей, меньше слов!»

   

   СДЬБА

   Чо бы ни делал я,

   Чо бы ни делал ты –

   Ве это с у е т а,

   Пизрачный шаг судьбы...

   

   Слнечный света диск –

   Эо синоним Дня,

   Дя человека жизнь

   Вчная беготня.

   

   Чо бы ни делал ты,

   Чо бы ни делал я –

   Вмире есть лишь м е ч т ы,

   Гры, леса, моря...

   

   Сышится сердца стук,

   Солько еще идти?

   Ео остановка (вдруг) –

   Вемя конца пути.

   

   Вйны и нищета –

   Эо конец мечты,

   Чо бы ни делал я,

   Чо бы ни делал ты!

   

   Богу твои дела –

   Пизраки суеты…

   Мжно кричать: «Алла!»,

   Мжно садить цветы.

   

   Нчь – это гибель Дня,

   Серть лишь конец Пути,

   Чо бы не сделал я,

   Чо бы не сделал ты...

   (февраль 1996)

   

   ПЭТ и ЧЕЛОВЕК

   Пмяти И. Бродского

   О н и к о г д а Поэта не кляни!

   Пэт не знает радости любви,

   Н верит в денег счет и в тягу лет,

   Бывает нищ и груб и неодет...

   

   Иговорят Поэту все подряд,

   Чо он с ума сбежал, что жизнь его пустяк!

   Чо грубостью теперь не удивить,

   Чо слово много легче, чем гранит...

   Чо почестей и славы не видать

   То м у, кто лишь химеры мог создать!

   

   Мй брат! Внимательно стихи его прочти,

   Истанет ясен свет его пути.

   Имысли, зарифмованные в ряд,

   Содним тобой тогда заговорят...

   Иты поймешь, возможно, что не зря

   Пэт не зрит листков календаря.

   Т видишь жизнь вокруг, а он – во всем!

   Лдей ты знаешь, он же – д у х о в сонм!

   

   О тропы разные, знать, Богом нам даны...

   Д что – во времени они проложены!

   Игрустно, но покорно мы и д е м:

   О детства к смерти – ты...

   О смерти к ж и з н и – Он.

   (июль 1997)

   


Матвей Данилов.



назад

Яндекс.Метрика