последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

18 января 2013 г.
№ 4

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Снимает мир внутренним оком

   Масский фотограф вернулся из очередного увлекательного путешествия

   Жтель Миасса Сергей Малков интересен многим горожанам. Его знают, прежде всего, как вдумчивого фотохудожника и неустанного путешественника.

   Кму-то он больше известен как руководитель фотошколы, действующей при Доме детского творчества «Остров». Другим – как лектор по истории искусств, третьим – как специалист по компьютерам, директор программного центра компании «Эрлайн». Но во всех этих ипостасях Сергей Владимирович остается человеком увлеченным, творческим, при этом скромным, непубличным.

   В70-е годы прошлого века, когда Малков был подростком, многие его сверстники увлекались фотографией. Тогда в продаже появились недорогие фотоаппараты разных марок, доступные многим семьям. Но это повальное хобби не укоренилось в Сергее, поскольку творчества в нем было мало, а вот процедур с разными химикатами – сверх того, на что не хватало терпения юноши. К фотоделу Сергей Владимирович обратился вновь, когда традиционную аппаратуру стала вытеснять цифровая. К тому времени он совершил немало путешествий по Уралу, увидел много красивого и необычного. Пришло решение: одними рассказами всего увиденного не живописать. А приобщить других к собственному опыту особого видения мира хотелось. Хотелось убедить людей в том, что за впечатляющими красотами необязательно ехать на край земли. И тогда фотоаппаратура стала непреложным багажом в его походах.

   Дапазон интересов Сергея Малкова обозначился, когда он еще учился в Новосибирском госуниверситете. Параллельно с физикой и другими точными науками изучал историю искусств на дополнительном факультете. Получил наряду с дипломом о высшем образовании «корочки» лектора-искусствоведа. Они всегда были востребованы, поскольку серьезно дополняли работу по основной специальности, существенно расширяя кругозор.

   Рбота в ГРЦ в конце 80-х годов перестала приносить удовлетворение. Тогда оборонные предприятия выполняли «бессмысленные» госзаказы, а их сотрудники в рабочее время предавались бесконечным чаепитиям.

   – Надоело ничего не делать, а зарплату получать, – вспоминает Сергей Малков. – Я был одним из первых, кто покинул престижную «контору» еще до массовых увольнений, начавшихся в лихие 90-е годы. Перешел работать на совместное предприятие, которое поставляло на автомобильный завод совершенно новую по тем временам технику – персональные компьютеры, такие привычные сейчас. И в качестве отдушины читал лекции и проводил семинары на темы искусства, организовывал выставки картин. И, разумеется, сам все больше «втягивался» в искусство цифровой художественной фотографии. Этому способствовали поездки на Тянь-Шань, Камчатку, Байкал, Алтай.

   В многих местах мира побывал Сергей Малков. Он не склонен перечислять страны, куда ездил и летал. Свои достижения оценивает не расстоянием пеших переходов и велопробегов по той или иной части планеты, покорением горных вершин, а впечатлениями, видами и запахами, поразившими его воображение во время путешествий. Сергей Владимирович едет за границу не классическим туристом, то есть не за подарками цивилизации, а за экзотикой природы, за своеобразной работой, связанной с фотографированием и поиском новых знаний.

   – Эти поездки – довольно сложны, – признается Малков. – Как правило, не знаешь языка страны, и приходится прилагать серьезные усилия при общении на улицах городов и особенно деревень. Походы в горы и пустыни требуют серьезного физического напряжения: на себе несешь большущий рюкзак, ночуешь в палатке, крутишь старательно педали велосипеда, а ветер дует всегда только в лицо. Но все эти трудности окупаются и забываются, если удается в желанном ракурсе запечатлеть необычные сооружения, природные явления, пейзажи, «животно-птичий» мир, «поймать» редкую игру цвета, оттенков. Мобилизуется мироощущение, оно становится более чутким, восприимчивым, «не затертым». А для фотохудожника это – первая необходимость. Вообще больше всего люблю путешествовать один или вдвоем с верным спутником, но случается, что группы, с которыми отправляешься в туристические треки, палаточные лагеря, в которых ночуешь, ожидаешь подъемов в горы, дарят удивительные встречи.

   Ниболее запомнившимися были поездки в Норвегию, Италию, Непал, Перу. И отовсюду Сергей Малков привозил серию уникальных кадров, а также в чем-то новый, подправленный взгляд на жизнь.

   – Вот, например, в Непале, глубоко буддийской стране, по-настоящему искренние, доброжелательные, улыбчивые люди. Они добры и наивны, чисты душой, как дети. Именно там я вдруг понял наигранность и фальшь многих улыбок, которые видишь в цивилизованных западных странах, – поделился Малков одним из своих маленьких открытий.

   Празила Сергея Владимировича своей необитаемостью, причудливой цветовой гаммой, рельефами пустыни на побережье Перу. В этой латиноамериканской стране он побывал летом прошлого года. С особым вдохновением снимал Мачу-Пикчу, город древних инков, непонятно как построенный высоко в горах. Да и другие доисторические сооружения этой страны, привлекающие туристов со всего мира, побуждают к размышлениям о вечных загадках прошлых цивилизаций. На их фоне меркантильность и суета наших современников представляются путешественникам вроде Малкова такими ненужными, чуждыми душе, человеческой природе.

   30 снимков, сделанных в Перу, украсили выставку фотографических картин Сергея Малкова, которая работала в декабре прошлого года в торговом центре «Восток».

   – Любопытный факт, – замечает Малков, – из около сотни человек, присутствовавших на открытии выставки, примерно тридцать были выпускники моей фотошколы. Значит, моя работа их не оставляет равнодушными, по-прежнему интересует. Надеюсь, и новый курс, который начнет работать 29 января, соберет людей, желающих не просто научиться фотографировать, а лучше видеть и понимать мир с помощью фотокамеры.

   Нчего удивительного нет в том, что обучаться фотоделу к Малкову идут люди разных возрастов – от детей до пожилых. Он учит не только ловить и ярко запечатлевать чудесные моменты. Он учит наблюдать жизнь внутренним оком, свидетельствовать о ней с помощью импульсов, идущих на спуск фотоаппарата из души и сердца.

   


Вячеслав Егоров.



назад

Яндекс.Метрика