последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

19 октября 2012 г.
№ 78

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Возрождаемая станица

   Мжду Миассом и Челябинском есть село, где особое внимание уделяется возрождению казачьих традиций

   Д, были казаки…

   Сйчас быть казаком и носить казачью форму почетно. Время повернуло вспять – к православию и исконным традициям. Вот и у нас в Миассе есть казачье общество, известный на всю страну ансамбль казачьей песни «Вольница». Под модное поветрие в казачью форму рядятся даже те, кто не имеет к ней никакого отношения. А было время, когда называть себя потомственным казаком считалось стыдно, а то и опасно – тут же и к стенке поставят. А бывало что и лошадьми (даже автомобилями) разрывали классовые враги казаков да заставляли односельчан над вражьим-то телом еще и глумиться. Отказавшегося могли жизни лишить, как врага советской власти. Так было в иных уголках Дона, Кубани, Зауралья после введения Яковом Свердловым декрета «О расказачивании» – кровавого документа 1918 года. Из столицы указали – а на месте где-то и перестарались. Русский бунт, как писал Пушкин, бессмысленный и беспощадный.

   А кто такие казаки? Военно-крестьянское сословие. По сути, это крестьяне, с малолетства обученные воевать и готовые встать под ружье по первому требованию – за царя и Отечество. Именно казаки и были русскими первопоселенцами на башкирских землях, начиная с середины 18 века. Первой в 1734 году появилась Верхнеяицкая крепость – ныне Верхнеуральск. Летом 1736 года возвели Чебаркульскую крепость. Осенью того же года – Челябинскую. Казачьи крепости нужны были и для защиты рубежей (тогда тут проходила граница империи), и для надзора за башкирами, и для помощи транспортным обозам, курсировавшим между Екатеринбургом и Оренбургом. Таким образом, раньше появления Миасского завода появилось в наших краях большинство казачьих укрепленных поселений, ставших потом селами, станицами, городами.

   Кзак был самым удобным первопоселенцем. Во-первых, он перебирался на новое место сразу с семьей. Во-вторых, он был военным и подчинялся воинской дисциплине. В то же время он оставался крестьянином, и с первых дней проживания начинал создавать на осваиваемой территории сельскохозяйственную базу.

   Нредко казачьи села назывались по фамилии первопоселенца. Вот и село Травники, основанное в 1768 году, называется по фамилии первопоселенца – казака Травникова. Место для села (правильнее, станицы) было выбрано не случайно – на реке Коелга, на старинной дороге из Чебаркульской в Еткульскую крепость. Позднее через Травники прошел знаменитый Сибирский (Уфимский) тракт, по которому в Сибирь двигались поселенцы, гнали колодников.

   Педанья старины

   Ммо села проехал со своей экспедицией в 1770 году Петр Симон Паллас. Ученый указал в своем отчете, что здесь на ту пору располагалось 17 жилых дворов и две мельницы. Через три года в эти края пришла беда. Краевед Э.Х. Рахимов пишет: «Крестьянская война 1773-1775 годов не обошла стороной Травники. Здесь произошел бой между повстанцами и правительственными войсками. Возглавлял восставших вновь избранный атаман Чебаркульской крепости Василий Михайловский. В литературе об этом бое мало упоминается, хотя по количеству сражавшихся он не уступил бою у села Лягушино (2-я Ключевка)». Дело, очевидно, в том, что у Лягушино встретились главные силы противоборствующих сторон – Пугачев и Михельсон со своими отрядами, вот этот эпизод и получил более широкую огласку на страницах истории, хотя сражение у Травников также было ожесточенным и кровопролитным. И с тем же исходом – бунтовщики отступили.

   В1840 году казачьи земли в Оренбургской губернии были выделены в самостоятельную административно-территориальную единицу с зачислением всего проживающего в ней населения в казачье сословие. Население в Травниках росло очень медленно. Тем не менее, в 1886 году станичное управление из Чебаркуля было переведено в Травники, а Чебаркуль стал всего лишь селом Травниковской станицы. Жили казаки небедно. В 1868 году вышел закон, позволяющий всем желающим селиться на казачьих землях. Сюда хлынули переселенцы из Вятской губернии, с Украины, с территории нынешней Мордовии. Приезжие люди поражались зажиточности местных жителей, поскольку каждая казачья семья владела 25-30 десятинами.

   Сверой в душе и шашкой в руке

   В1857 году в Травниках была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь размещалась недалеко от площади, где проходили построения казаков и отработка боевых умений и навыков. Казаки учились «рубить лозу». С этой же площади уходили казаки на русско-японскую войну, где их в основном задействовали в извозе летучей почты – очень опасная и ответственная работа. Там же возле площади в 1910 году на пожертвования селян был воздвигнут мраморный памятник, на четырех сторонах которого были высечены все 186 фамилий казаков станицы, участников русско-японской войны. Глядя на список, можно обнаружить в нем много распространенных и сегодня на Южном Урале фамилий: Рыжковы, Тырдановы, Красноперовы, Пустозеровы, Щапины, Малковы, Ильиных, Голиковы… На сегодня стела в Травниках – это единственный памятник в России, посвященный событиям русско-японской войны. Венчает монумент отлитый в чугуне Георгий Победоносец.

   Креволюции сложился неповторимый облик Травников. Село росло, неофициально даже разделилось на районы. Так в Хохлатке проживало много украинцев – отсюда и название. А были еще Загурдаевка, Сигаевка (от слова «сигать» – быстро ускакать). Казаки блюли в станице строгий порядок – берегли от порубшиков и браконьеров окрестный бор, наказывали грубиянов и сквернословов, боролись с пьянством. Директор Дома народного творчества Наталья Завьялова рассказывает туристам историю о том, как около ста лет назад пожилой кузнец обругал скаредного священника. История получила огласку. И хоть батюшка был неправ, атаман, судивший дело, заставил старика бить поклоны – духовный сан брался казачьим обществом под особую защиту.

   Сло славилось по всему Уралу своим маслом, которое производил купец Вампилов. Жители богатели еще и потому, что на землях Травниковской станицы до 1917 года было добыто 3800 килограммов россыпного и 1600 килограммов рудного золота. Вокруг села располагалось множество месторождений: вдоль берега реки Коелга добывали россыпное золото, восточнее села располагались Ходневский, Игрицкий, Екатерининский рудники.

   «Муха – не казак, воротится назад» (поговорка)

   Псле Октябрьской революции судьба казаков сложилась трагично: многие примкнули к отрядам атамана Дутова и сложили головы на полях гражданской войны либо бежали в Манчжурию, многие в связи с указом Свердлова «О расказачивании» были попросту уничтожены и даже память о них вытравлена. В 1929 году большевики разрушили сельскую церковь. Однако, справедливости ради, следует отметить, что советская власть не только разрушала – строились школы, больницы, библиотеки.

   Вликая Отечественная война принесла много горя в Травники. На фронт ушли 126 сельчан, а вернулись только 67. В сквере Победы, в центре села, стоит памятник павшим на полях сражений. Односельчане бережно хранят память о героях войны.

   Вемя расставляет все по полочкам

   Впоследние годы перед перестройкой хозяйство здесь было многопрофильным, занималось в основном молочно-мясным животноводством и выращиванием зерновых и картофеля. В годы реформ предприятие переживало тяжелые времена, от которых фактически не оправилось до сих пор. Но жизнь не замерла.

   Дя туристов в Травниках есть много достойных внимания достопримечательностей. В селе действует музей «Казачья изба». Коллекция музея постоянно пополняется экспонатами. Рядом находится Дом народного творчества, где работают резчики по дереву и бересте, мастера по вышиванию и художественной аппликации. Рядом с музеем Поклонный крест, оставшийся от церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В селе сохранилось немало старинных казачьих домов. Усадьбы Рыжковых, Вампиловых и других зажиточных казаков дают исчерпывающее представление о том, как выглядели Травники в 19 веке. На иных подворьях встретишь сараи, сложенные в позапрошлом веке.

   Кзачий язык очень своеобразен. В Травниках до сих пор слышны его отголоски. Смотришь, дед шагает в здоровенных валенках по улице, встречает другого и кричит: «Как оно?» А в ответ: «На баню да на хлеб тока и хватат, вот так-то и оно. Шавялитцы Ельцин нас заставил с такой пензией». И друг друга поняли. Или заводят мужики разговор о рыбалке: «Чебак пошел. Кило пымал». Другой сомневается: «Какое кило? Ты, едрить, зевашь. Видал, як ты тягашь. Только кошке разве пымал на хлебово». Разговор и о погоде, и о политике потомок казаков может приправить особыми, сочными словами.

   


Марк Корюков.



назад

Яндекс.Метрика