последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 12 октября 2012 г. № 77 Издается с 10 октября 1991 г. |
И кукол снимут с нити длинной… ВМиасском краеведческом музее открылась новая необычная экспозиция Сгодня куклы нужны в основном для того, чтобы в них играли маленькие дети. Есть еще театры кукол, в том числе политические. Вспомним хотя бы творчество Образцова или Шендеровича. Но еще встречаются люди, которые приобретают куклы или сами делают их для украшения интерьера. А раньше были еще и куклы-обереги, и обрядовые куклы. Ве многообразие этого творчества представляют посетителям краеведческого музея челябинка Марина Сергеевна Белякова и жительница Миасса Тамара Владимировна Логунова. Обе женщины очень увлечены куклами, но по-разному. Марина Сергеевна – страстный коллекционер. Она собирала кукол долгие годы, и за ее плечами не одна подобная выставка, а в Миассе – вторая по счету. Среди экспонатов, привезенных ею в наш город, есть даже куклы, изготовленные в начале 20-х годов прошлого века, – редкость страшная. Мало того, что в те времена в стране царила разруха, но еще и куклы считались буржуазным пережитком, подлежащим непременному уничтожению. Их много сжигали и мало производили. Марина Сергеевна для экспозиции позаимствовала некоторые работы, собранные другими коллекционерами, чтобы полнее познакомить зрителя с многообразием кукольного мира, с историей его развития. Тмара Владимировна Логунова изготавливает куклы сама. Более того, она, будучи психологом, куклами лечит. Мастерица изучала историю применения обрядовых кукол в разных странах мира, народные обряды и традиции. Такое складывается впечатление, что Тамара Владимировна решила охватить своим творчеством весь мир: Африка, Индия, Китай, Япония, Вьетнам, Латинская Америка, Западная Европа – кажется, нет на свете уголка, не представленного на выставке куклой в национальном костюме. – Обращают на себя внимание гватемальские «куклы беспокойства». Допустим, человек не может ночью уснуть. Он берет одну из этих кукол, беседует с ней, рассказывает ей что-то. В результате успокаивается и засыпает, – рассказала старший научный сотрудник Миасского краеведческого музея Нина Чухарева. Н особенно много кукол связано со славянскими и финно-угорскими народными традициями и дохристианскими верованиями. Мастерица изготовила множество кукол-символов. Таковы распространенные прежде у славян «зернушки» – куклы, набитые зерном и предназначенные для обеспечения грядущего плодородия земли-кормилицы. Есть на выставке куклы из льна, изготовление которых было направлено на исцеление от недуга или сохранение здоровья. Имеются куклы на удачное замужество, благополучные беременность и роды, на послушание жены. Последняя кукла представляет собой нечто схожее с Венерой Милосской – без рук, рот закрыт, точнее, завязан крест-накрест. Завуалированный совет девицам: хотите счастливой семейной жизни – прищемите язычок да рукам волю не давайте, иначе ладу не будет. Она из самых запоминающихся работ – кукла, символизирующая женщину в четырех ипостасях: девочка, девушка, женщина зрелого возраста и пожилая женщина. Этакая кукла-перевертыш: почти незаметное движение – и вот кукла уже в новом образе. Тмара Логунова не только выставляет свои работы для обозрения. Она еще и учит сотрудников краеведческого музея изготавливать такие куклы, для чего проводит мастер-классы, в результате которых музейные работники научились шить и мастерить кукол. А еще этот самобытный автор увлекается живописью. На выставке представлено более десятка ее пастелей. Работы выразительны, изображенные предметы кажутся объемными и как бы светящимися изнутри. Краски подчеркнуто смелые. А сюжеты – мистические, в них угадывается то завиток папоротника в ночь накануне Ивана Купалы, то дрожание ветвей священной рощи.
|
назад |