последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

31 августа 2012 г.
№ 66

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Скоро в школу, или Кризис семи лет

   В7 лет родителей ребенка ждет очередное испытание, новый возрастной кризис. К этому времени в семье уже выработаны стереотипы поведения и способы отношений с малышом. И все бы было замечательно, если бы не одно но: опять ребенок меняется! Опять старые методы и отработанные решения оказываются бесполезными!

   Ее вчера добрый, спокойный, послушный и ласковый малыш вдруг стал капризным и нервным, остро реагирует на все происходящее вокруг. То и дело у него на глазах появляются слезы, а обиду сменяют приступы безудержного смеха. Конечно, не стоит смотреть на это с нежностью сквозь пальцы, но и особо нервничать тоже не стоит. Поскольку ребенок учится управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока не получается управлять ими, но… пройдет немного времени, и беззаботный и импульсивный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым в себе.

   Сдьмой год в жизни ребенка кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения, он начинает ругать ребенка за его «кривляния» и истерики, не вполне понимая, с чем они связаны. Искренний и открытый ребенок становится замкнутым и молчаливым, он все больше отдаляется от родителей. Это противоречие вытекает в подростковые конфликты.

   Бурное эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок порой не знает, как проявить свои эмоции. Необходимо просто познакомить малыша с основными эмоциями, такими как злость, грусть, радость, и показать на собственном примере умение управлять ими. А может быть и другая ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что он видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: «Отстань! Не мешай!», он все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности. Может, просто изменить стиль отношений в семье?

   Вэтот сложный период чаще, чем обычно, приходится принимать решения о наказаниях. Вопрос наказания детей как путь воспитания – самый старый у человечества. Вряд ли найдутся такие родители, которые ни разу не прибегали бы к шлепку. Будучи нормальными людьми, мы порой теряем терпение, и не дай Бог ребенку попасться нам под руку в этот момент.

   Иак, как быть, если ребенок провинился:

   1. Не принимайте решения в плохом настроении.

   2. Оцените поступок и сделайте паузу.

   3. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте понять, что вы ему сочувствуете и верите в него.

   4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

   Кнтролировать поведение ребенка вам поможет запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает что-то плохое. Отменяйте их только если случится проступок действительно ощутимый. Однако не угрожайте их отменой по пустякам. Например, прогулка в лес, кормление птиц по выходным и т. д. – все это может стать ритуалом для ребенка.

   Нказывая ребенка, нужно помнить:

   1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка, наказание освобождает от мук совести.

   2. Наказание – не норма, а исключение!

   3. Ребенок не может сделать правильные выводы, т. к. получил агрессивный беспомощный выпад со стороны взрослых.

   4. Наказание в виде физического насилия помогает облегчить гнев взрослого и разрядить атмосферу, а также подтверждает беспомощность взрослого перед возникшей ситуацией. Если после применения физической силы вы ощущаете чувство вины, извинитесь. Не бойтесь потерять авторитет. Ребенок поймет и простит вас, а вы покажете пример, как важно признаваться в своих ошибках.

   5. Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. Надо простить! Есть риск задержки душевного развития. Даже во взрослых законах принимают во внимание срок давности совершения преступления.

   6. Нельзя забирать подарок в качестве наказания. Подарок преподносится от души, не за хорошее поведение, а просто потому, что ребенка любят, ценят, дорожат им.

   7. Не следует наказывать детей трудом, наряды вне очереди прививают отвращение к труду, а в больших дозах – к жизни.

   Вжно, чтобы каждый взрослый осознавал, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать. Общение с ребенком приносит огромную радость. Надо лишь чуточку воли и интереса, чтобы эти радости стали доступными! Помните, что вне зависимости от возраста человеку необходим телесный контакт, слова любви, нежности. И вы – самые лучшие родители именно для этого ребенка. Поэтому у вас все получится. Обязательно.

   О Верхотурова,медицинский психолог ГБУЗ «ОПНД».



назад

Яндекс.Метрика