последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 31 августа 2012 г. № 66 Издается с 10 октября 1991 г. |
Держись, педагог! Мнистр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов рассказал о том, что ждет школы в новом учебном году Мнистр встретился с учителями на слете участников конкурсов профессионального педагогического мастерства, что проходил под Кыштымом. Встретился сразу же после визита в Москву, в министерство образования страны. Даже домой Александр Кузнецов не заехал – сразу из аэропорта к учителям, делиться самыми горячими новостями. На этой встрече также присутствовал председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов. Првым делом министр сообщил, что в скором времени в стране появится новый федеральный закон «Об образовании», приходящий на замену старому, принятому еще в 1992 году. Госдума готовится к его принятию нынешней осенью, и предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2013 года. Что же новый закон дает? – Во-первых, детские сады с 1 января 2013 года будут финансироваться за счет субвенций из регионального бюджета, – подчеркнул министр. – Это положительный шаг, так как уже сейчас дошкольное образование признано начальным уровнем общего образования, то есть полноценное образование без него невозможно. Во-вторых, там должен быть четко прописан образовательный стандарт – тот образовательный минимум, который должен получить каждый гражданин страны. Чо же дает перевод садиков из муниципального финансирования в региональное? Бюджеты муниципальных образований разные и отношение властей, соответственно, тоже разное. Воспитатели и дети во всех уголках области получают ресурсы, отличающиеся в разы. Теперь все будет приведено к общим нормативам, разработанным в Законодательном собрании области. Депутаты постарались, чтобы эти условия были выигрышными для всех муниципалитетов. Чо же касается общего, среднего профессионального и высшего образования, то здесь основные государственные задачи две. Первая – создать условия для нормальной деятельности обучающегося и педагога. А то в столице уже думают пересадить учащихся за планшетники, а в наших школах даже не во всех кабинетах есть автоматизированные рабочие места для учителей. Вторая задача – квалификация кадров. Сегодня педагогика столкнулась не столько с нехваткой специалистов (хотя и это имеет место), сколько с нехваткой отлично обученных и профессионально грамотных кадров. – Тот уровень образования, который существует на сегодня в Российской Федерации – не выдерживает никакой критики, – признался Александр Кузнецов. – Мы серьезно отстали от других стран. У нас много выпускников с дипломами, но мало грамотных специалистов. Витоге в Москве не скрывают, что систему вузов страны ждет жесткая процедура обрезания. В первую очередь, по словам министра, секвестирование коснется филиалов вузов, которые как грибы после дождя за последние годы появлялись в малых городах и поселках. Конкретных адресов сокращаемых учреждений названо пока не было. Не исключено, что снизится и общее число бюджетных мест для студентов, хотя говорить об этом тоже, видимо, пока рано. Взамен будет усиленно развиваться система среднего профессионального образования. Серьезные положительные изменения ожидаются для техникумов и колледжей уже в новом учебном году. Что касается именно Миасса, то здесь, по мнению министра, эффективной выглядит оптимизация учреждений среднего профобразования за счет слияния лицеев, техникумов и училищ в единые кластеры. На сегодня на базе МАМТ, МЭМТ, профлицеев № 38 и 89 уже формируется единый машиностроительный колледж. Будет и еще один кластер, в который впишется геологоразведочный техникум. При этом министр подчеркнул, что подобное объединение не скажется ни на качестве подготовки специалистов, ни на преподавательских кадрах. «Никто без работы не останется, педагогический коллектив может не беспокоиться», – считает Александр Кузнецов. Он также уверен, что данная оптимизация позволит построить более эффективную и экономную модель содержания всей инфраструктуры. А на вопрос «Не произойдет ли обратный процесс, когда Россия выберется из демографической ямы и, соответственно, будет значительный рост количества абитуриентов?» последовал ответ, что это случится нескоро. Лет двадцать, по крайней мере, ситуация коренным образом не изменится. Сбравшихся на встрече учителей, в первую очередь, волновало, разумеется, повышение социального статуса профессии педагога в современном обществе. Это касается как общественного внимания, так и материального достатка. А то даже у молодых специалистов недавно сняли добавку к зарплате, оставив только разовые подъемные в размере 10 тысяч рублей. Обеспечение же учительских кадров жильем на деле отдано на откуп муниципалитетам. В ответ гость упомянул государственные, сегодня широко озвученные, мероприятия, направленные на поддержку педагогов. Ее министр отметил, что на сегодня школы задыхаются в огромном количестве мероприятий и в отчетности, в которой много лишнего. По мнению Александра Кузнецова, стержень школы – образовательная программа, в которой расставлены доминирующие акценты. Угнаться же за всеми показателями – невозможно. Больным вопросом министр назвал нормативное финансирование школ. Оно подушевое, то есть зависит от количества учеников. Большие школы в выигрыше, а малокомплектные школы с количество учащихся до 150 человек на сегодня получают вспомогательный коэффициент, позволяющий поддерживать фонд заработной платы работников на более-менее нормальном уровне. Но для школ, где учащихся лишь ненамного больше 150 человек, такого коэффициента нет, и зарплата педагогов крайне низка. Министр честно признался, что пока сам не знает, как решить эту проблему, будет думать, но от подушевого финансирования школ министерство образования не откажется. Вновом учебном году изменений следует ожидать и работникам дополнительного образования. Помимо запланированного повышения фонда оплаты труда здесь грядет изменение механизма финансирования. «Дополнительное образование с 2013 года прекратит финансироваться по остаточному принципу», – прозвучало из уст гостя. В частности, министр сообщил о том, что клубы юных техников будут финансироваться посредством областной субвенции из бюджета региона. А сеть образовательных учреждений, в которых развивается техническое творчество, будет нарастать. Это значит, что и в Миассе, где система клубов юных техников в лихие девяностые с треском рухнула, возможно, начнут появляться кружки авиамоделирования, ракетостроения и робототехники. По крайней мере, есть шанс, что это произойдет и будет иметь активную форму.
Марк Корюков
|
назад |