последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Суббота, 18 августа 2012 г. № 62 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Гуляй-город» – традиция предков ВМиассе прошел сбор поклонников русской национальной культуры Уе несколько лет подряд учебный центр специальной подготовки «Славяне» из Магнитогорска организует на Урале фестиваль русской культуры «Гуляй-город». Его участники изучают историю страны, народный фольклор, тренируются в русском рукопашном бою, учатся выживать в условиях уральской природы. Соит заметить, что каждый год «Гуляй-город» проходит в разных уголках области. Прошлым летом поклонники традиционной русской культуры разбивали лагерь под Магнитогорском, в этом году приехали в Миасс на озеро Тургояк. Н входе в лагерь – военизированная охрана, а на территории нет ни одной женщины. Это непременное условие традиционного сбора русских воинов. – Такое явление, как «гуляй-город», на Руси известно с незапамятных времен, – рассказывает атаман лагеря, а в обычной жизни кандидат педагогических наук, магнитогорец Константин Кудрявцев. – Обычно «гуляй-города» возникали недалеко от казачьих станиц. Очень много их было, например, в Запорожской Сечи. Возьмите сцену из фильма «Тарас Бульба», там как раз показывают подобный воинский лагерь. П словам Константина, именно в «гуляй-городах» воспитывали защитников Отечества. На территории таких лагерей царил сухой закон, воины обучались правилам борьбы, которая в народе именуется бузой (не отсюда ли возникло известное «бузотеры»?) – Самое главное, – подчеркивает Кудрявцев, – в лагере всегда царил мужской дух. Ведь именно сильные духом бойцы побеждают врага. В«гуляй-городе» на Тургояке также чувствуется особое настроение. На всех «жителях» надеты традиционные русские рубахи, кто-то играет на гармошке, кто-то стоит на часах с «автоматом» в руках. Пимерно половина состава – дети и подростки. В их глазах – особая гордость. Ребята чувствуют себя настоящими воинами, с удовольствием несут караулы, изучают премудрости русского рукопашного боя. Интересно, что некоторые мальчишки просто молчат. «Им нельзя говорить сутки», – поясняют мне. У кого-то завязаны глаза, это означает, что человек должен целый день ориентироваться, полагаясь только на органы слуха и осязания. Кнстантин Крылов из Верхнеуральска, настоящий казачий атаман, в «гуляй-город» приезжает уже несколько лет подряд. Он – глава большого семейства, чуть ли не все его десять детей – в лагере вместе с батей. – Это только так кажется, что воспитывать большую семью трудно, – утверждает он. – В действительности все гораздо проще. Здесь задействована целая система, когда старшие занимаются воспитанием младших. Ее у Константина 70 крестников, атаман – руководитель крестного хода с Табынской иконой Божьей Матери. Заметим, что икона, которую несут казаки, весит более 100 килограммов. Святыня уже побывала в нескольких регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Таким же образом икона путешествовала по Сербии. Н главной площадке «гуляй-города» проходят занятия по рукопашному бою. Названия боевых дисциплин говорят сами за себя: «Работа с нагайкой», «Силовые упражнения с оглоблей, камнями», «Связывание и конвоирование противника». Жителям «гуляй-города» читают лекции по истории, законам и обычаям древних славян. Гавный «бузотер» в лагере – кандидат исторических наук, этнограф Григорий Базлов. К нам на Тургояк он приехал из Твери. Русский рукопашный бой изучает без малого 25 лет. – Буза на Руси имеет древние корни, – рассказывает Базлов. – Кстати, называть бузников драчунами было бы неправильно, потому что все они профессиональные воины. До революции в деревнях бузники создавали полицейские артели, полк телохранителей из русских рукопашников служил у китайского императора. Особенно широко буза была распространена в Тверской области. Идаже граф Алексей Орлов, известный мастер-рукопашник, потешался тем, что дрался на кулаках. Иногда на кону стояли немалые деньги. Секретарь Михаила Ломоносова Иван Барков описал однажды в стихах, как граф нарвался на бузотера и проиграл: «…был бит несчадно». Так что русская буза была очень важной частью традиционной культуры. – Раньше на Руси не бились с ожесточением, – добавляет историк. – Жестокость появилась во времена Гражданской войны, когда количество погибших от драк в иных губерниях было больше, чем, скажем, потери на фронтах Первой мировой. Птом буза была незаслуженно забыта, но в последние десятилетия стала возрождаться вновь. Кстати, учителем Григория Базлова был князь Борис Голицын, потомок славной дворянской династии. «Гуляй-город» в современной жизни – явление необычное. К сожалению, он проходит лишь раз в год. Вот и эти 10 дней на Тургояке пролетели незаметно. В завершение поклонники русской воинской культуры собрали и увезли с берегов уральской жемчужины грузовик мусора, очистив прилегающие территории. И еще водрузили православный крест – памяти павшим русским воинам на острове Чайка. Как знать, может быть, следующий «Гуляй-город» снова пройдет у нас. Оег Ярошников, с. Китово, Курганская область: – На «Гуляй-городе» я уже второй раз. Здесь необычно. Взрослые с тобой не сюсюкаются, общаются на равных. Кылов, п. Дзержинка, Челябинская область: – Учусь русской борьбе. Вчера разжигали костер мокрыми спичками. Когда под рукой ничего нет, нужно засунуть спички в волосы. Голова – самое горячее место на теле человека. Андрей Доценко, г. Верхне-уральск: – Очень нравятся подвижные игры. Изучаю приемы борьбы.
Владимир Мухин
|
назад |