последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 13 июля 2012 г. № 52 Издается с 10 октября 1991 г. |
Прыгали через костер и водили хороводы На Аргазинском водохранилище прошел праздник Ивана Купалы Двушки гуляют в нарядных сарафанах, юноши – в рубахах-косоворотках. На головах – венки. Так наши предки одевались и 200, и 500 лет назад. В общем, такого интересного действа, как празднование Ивана Купалы, в обычной жизни не увидишь. Ну, разве что в кино. Вервые фестиваль русской народной культуры челябинский центр «Любошная ватага» провел в 2009 году – под поселком Ленинск в Миассе. А в следующие годы фестиваль стал проходить уже на берегу Аргазинского водохранилища. Кроме челябинцев организовывать праздник помогал миасский ансамбль «Оберег» и собирательница русских обрядов Надежда Бочарова из Екатеринбурга. Н берегу горят костры, на поляне – стол с начищенным до блеска медным самоваром. – День Ивана Купалы празднуют почти все народы. По крайней мере, европейские, – рассказывает главный «идеолог» нынешнего события кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Южно-Уральского госуниверситета Алексей Федоров. Одетый в клетчатую русскую рубаху, он очень похож на обыкновенного мужика-крестьянина или лесоруба, но никак не на ученого, тем более историка. – Этот праздник отмечают даже не в день солнцестояния, – говорит Алексей. – Во время, когда солнце находится в самой высшей своей точке, в течение двух недель – в купальские дни. П словам историка, праздник зародился еще в дохристианскую эпоху именно в земледельческих племенах, ведь когда солнце находится в верхней точке небосвода, оно дает самый сильный жар, своей энергией питает урожай. П верованиям древних славян, омывание в воде на Ивана Купалу – дань очистительному обряду. Считается, что таким образом светлеет душа. И прыжки через костер тоже связаны с очищением духа. – Кстати, раньше через костер не только прыгали, на нем обычно сжигали какие-то мелкие и старые предметы, – добавляет Федоров. – Если таковых не было, то брали щепу и наговаривали на нее все то болезненное, что накопилось за год. Люди выговаривали обиды и страхи. Можно часть своего состояния таким образом передать на какую-то щепку и сжечь. Это тоже обряд очищения. …Темнеет. На празднике суетится съемочная группа телеканала «Russia Today». Ведущий – мексиканец Эрик, одетый в русскую рубаху, работает «на камеру» – так и «сыпет» испанским, объясняя телезрителям ритуалы славянских праздников (телепрограмму снимают для жителей Южной Америки). Парни и девушки, взявшись за руки, водят хороводы, а самые активные участники добывают огонь. Для этого на поляну они принесли две деревянных доски, установили между ними деревянный шест, который обвили веревкой-жгутом. Через пять минут «перетягивания каната» трава на доске задымилась и вспыхнула. Еще через некоторое время на поляне заполыхал костер, а вокруг разнеслось громкое «гори». Затем собравшиеся опустили в воду венки, плотики с огнем и устроили купание. После – снова водили хороводы и прыгали через костер. Смое приятное заключалось в том, что на празднике не были замечены, как это обычно бывает на фестивалях, люди с бутылками пива в руках. Не-уклонно соблюдалось правило для участников: каждый должен обязательно быть одетым в русский народный костюм. Кстати, девушки в старинных сарафанах смотрятся намного интереснее, чем в современных новомодных платьях. При этом русскую одежду еще и носить удобнее. Вего на фестиваль русской народной культуры, приуроченный к празднику Ивана Купалы, на Аргазинское водохранилище приехали около 160-ти участников из разных городов Урала. Удивительно, но практически все они – молодые люди до 30 лет. Анна Корпелюк, Челябинск: – Участвую впервые. У мамы моей было старое платье-сарафан, которое мы чуть было не выбросили. Чудом оставили, и вот оно мне пригодилось. Девчонки дали мне сережки, красивые бусы. Приятно удивлена, что люди так серьезно к этому готовятся, знают обряды и песни, изучают костюмы. Дитрий, Снежинск: – Для меня день Ивана Купалы – это встреча с друзьями, когда я полностью понимаю, что нахожусь в своей тарелке. Еще это дань памяти и уважения к предкам, Русь она и есть Русь. Я здесь родился, живу и умру. Лбовь Ромчанова, Челябинск: – Я продолжаю традиции бабушки, мне это нравится (ее платье досталось мне в наследство). Главное, что наше поколение хранит традиции. На фестивале знакомлюсь с новыми людьми.
Владимир Мухин
|
назад |