последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 1 июня 2012 г. № 40 Издается с 10 октября 1991 г. |
В коллекции – вековая история В Миасском краеведческом музее открылась уникальная выставка Ткой коллекции подстаканников нет ни у кого в регионе. Златоустовец Владимир Волков за 40 лет собрал их около 270 штук. Разных форм и размеров. – У него самая крупная по количеству уникальных образцов коллекция в России, – говорит главный хранитель краеведческого музея Татьяна Салтовская, – 250 из них выставлены сегодня у нас. Миасцы смогут любоваться ими целый месяц. – Началось все 40 лет назад, – рассказывает коллекционер. – Я собирал виниловые пластинки, пришел к бабушке, с которой договаривался заранее, а она и говорит: «Выкинула грампластинки, милок, держи вместо них подстаканник». Пзднее Волков познакомился с членами московского клуба меломанов при ДК имени Горбунова (как работник Златоустовского машзавода он часто бывал в командировках в столице). С тех пор с помощью новых друзей и пополнял свою коллекцию. Сгодня в ней собраны такие удивительные экземпляры, как подстаканник с клеймом Императорского двора, выпущенный в 1870 году, или французский армудный подстаканник, названный в честь богини плодородия и благополучия древних кельтов. В России он практического применения не получил, так как рассчитан на 150-миллилитровый хрустальный сосуд. А в нашей стране, как известно, из таких бокалов пьют только водку. Грдится Волков и современными подстаканниками. Например, в его коллекции есть экземпляр, выпущенный по заказу партии ЛДПР. Очень непросто было его достать. Кое-как упросил продать одно изделие на заводе-изготовителе. Немало у коллекционера подстаканников советского периода. Есть в коллекции дагестанский «кубачи» – из чистого серебра, «рябиновый» – подстаканник эпохи НЭПа, выполнен артелью «Московский ювелир». Есть «гжель» – керамические подстаканники, хохломские – деревянные. На стеллаже красуется подстаканник с надписью «Спартакиада 1959». – А вот, наверное, самый редкий, – показывает Волков. – Последний подстаканник эпохи наркоматов. На нем отчеканено НКЧМ. То есть Наркомат черной металлургии. Узнавал в Государственном историческом музее – очень редкое изделие, его цена по каталогам – три тысячи, а купил на рынке за 10 рублей. Научная сотрудница, которая говорила со мной по телефону, очень удивилась, когда я рассказал о приобретении. Смый старый экземпляр в коллекции – подстаканник 1830 года, произведен польской фирмой «Штерн». Сегодня в России находится всего два таких изделия. Фирмы давно и в помине нет, а произведение искусства – вот оно, радует глаз. – Когда подстаканник один, – делится впечатлением коллекционер, – до него никому и дела нет. А вот когда много, всем становится интересно. Ведь по ним можно проследить историю страны. Полетел человек в космос – выпустили подстаканник, прошла спартакиада – еще один готов. П подстаканникам можно судить даже о структуре общества. Вт, например, эти с позолотой предназначаются для правительственных делегаций. Иногда их можно встретить в вагоне СВ. А здесь самые простые – алюминиевые, их можно в плацкарте увидеть. Но от того, что они изготовлены из недорогого металла, их коллекционная ценность меньше не становится. За некоторыми изделиями приходилось побегать. Вот подстаканник какого-то сверхсекретного государственного учреждения, четко читаются буквы УК. Вдимо, «Управления К» службы внешней разведки. Долго звонил производителям, спрашивал, есть ли возможность приобрести. Продали подстаканник под номером 29. Еть в коллекции Волкова и подбутыльник, сделанный для того, чтобы держать бутылку шампанского. Мастера изготовили эту серию в 1967 году после открытия ресторана «Седьмое небо» в Останкино. Хотели учесть колебания телебашни. Оказалось, волновались напрасно. Колебания у башни оказались минимальные, зато коллекционеров уважили. Окаждой вещи Владимир Волков может рассказывать часами. По его словам, коллекционирование подстаканников – увлечение азартное. Какие-то детали может реставрировать самостоятельно, что-то заказывает на заводе. К подстаканникам относится бережно. Уверен: эти частички истории долго будут радовать людей. Действительно, можно представить, как потягивали из них чай царские генералы, политики, да и простые крестьяне. А еще Владимир Волков собирает картины. И хотя их немного, но есть полотна известных живописцев. Например, Германа Завьялова и Василия Соловьева. А ведь это требует немалых средств, сам собой возникает вопрос... – Помогает сын. Но дело здесь вовсе не в деньгах – в энтузиазме, – говорит коллекционер. – Ведь даже обычный человек может собрать уникальную коллекцию. Было бы желание.
В. МУХИН.
|
назад |