последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

25 мая 2012 г.
№ 38

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Опасное «наследство»

   Оощи и фрукты, сдобренные стекловатой, растут нынче в коллективном саду «Маяк»

   Тплотрасса, подающая тепло в машгородок, была проложена лет сорок тому назад. А в восьмидесятых годах земли вдоль трассы отвели под коллективный сад «Маяк». Садоводы понастроили крохотных домиков, поставили теплички, разработали землю. Вот так и сосуществовали теплотрасса и сад. Но за давностью времени трубы стали потихоньку-помаленьку изнашиваться, трасса как сооружение выработала свои ресурсы. В 2009 году начали прокладку новой, но уже, учитывая и просьбы садоводов, в обход коллективного сада. В 2011 году, после ввода в эксплуатацию новой теплотрассы, начался демонтаж прежних конструкций.

   Тубы убрали быстро, разрезали и вывезли, а вот утеплитель, в качестве которого использовалась стекловата, так и остался лежать на земле. Мелкие клочья этого материала, не поддающегося никакой утилизации на месте (да и вообще никаких более-менее приемлемых способов утилизировать стекловату еще не изобрели), кучами валяются по всей длине бывшей трассы. Садоводы не в состоянии сами избавиться от мусора, поскольку это требует больших затрат ручного труда; рыхлая вата ранит кожу, вызывая зуд и воспаление (вообще-то, они и не должны это делать). В отличие от минваты, получаемой из расплавов горных пород, стекловату зачастую делают из отходов стекольного производства. Что такое стекло – никому объяснять не надо. Даже осколочек может создать неудобства. А здесь на небольшой территории оказались сотни килограммов наимельчайших стеклянных волокон, невидимых простым глазом, но от этого не ставших безопасными.

   Ндавние сильные ветры разнесли часть этого хлама по близлежащим участкам, причинив непоправимый вред людям и земле, что непременно со временем как-то скажется. Дожди тоже вносят свою лепту в распространение стекловаты по территории сада и не только. Бывший изоляционный материал, находящийся просто на открытом воздухе, способен принести еще немало проблем, и прежде всего это может отразиться на здоровье людей. Именно они оказались «без вины виноватыми», потому что когда-то по территории их сада проложили теплотрассу, а ныне при ее демонтаже оставили садоводам такое опасное «наследство».

   Секловата – очень устойчивый материал, гниению и разложению не подвержен, содержит в своем составе клей на основе фенола. Мелкие частицы стекловаты могут стать проблемой экологического плана. И эта проблема уже возникла в коллективном садовом товариществе «Маяк», где люди каждодневно подвергаются риску из-за безответственного отношения тех, кто демонтировал теплотрассу.

   Сбственно, об этом мне и хотелось поговорить с руководителями ПЭК «Теплоснабжение», специалисты которого занимались монтажом новой и демонтажом старой теплотрассы. Но, к великому сожалению, сделать это не удалось. В безуспешных попытках связаться с ними по телефону, дабы договориться о встрече, прошла неделя. По истечении этого срока пришлось отправиться, так сказать, явочным порядком в ПЭК «Теплоснабжение», сразу после утренней оперативки. На месте оказался лишь главный инженер предприятия Константин Вахнин. Предполагая, что главный инженер есть правая рука первого руководителя, человек, прекрасно ориентирующийся в технических аспектах своего производства, попыталась обратиться со своим вопросом. В ответ – сплошной «блок»: господин Вахнин наотрез отказался хоть что-то комментировать, заявив: «Все вопросы в администрацию города». Правда, сначала он категоричным тоном потребовал документ, на основании которого делается газетный материал... Наше «общение» закончилось фразой, четко и безапелляционно произнесенной Вахниным в диктофон: «Главный инженер Вахнин Константин Викторович. Никто меня не уполномачивал (простите, но именно так! – Л. К.) давать комментарии по этому вопросу». Затем, демонстрируя суперзанятость, широко открыл дверь кабинета... Весь визит длился от силы три минуты.

   А в принципе, цена вопроса не так уж велика: грузовой автотранспорт да несколько рабочих, экипированных соответствующим образом для защиты от стекловаты, с совковыми лопатами. Буквально за несколько часов весь этот старый стекловолоконный хлам можно было бы сгрузить и вывезти за пределы сада, туда, где его можно складировать в соответствии с правилами. А затем снять небольшой слой земли там, где находился опасный мусор, дабы хоть как-то уменьшить вероятность попадания стекловаты в почву. И проблема будет практически решена. Но весь этот сыр-бор длится уже не одну неделю, в итоге садоводы вынуждены были обратиться в администрацию города, где им, правда, пообещали решить вопрос в течение месяца. Май благополучно приближается к концу...

   


Л. КУШНОВА.



назад

Яндекс.Метрика