последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 20 апреля 2012 г. № 28 Издается с 10 октября 1991 г. |
Приятные поля и тучные паствы… Ии быль о том, как заимка стала хлебным местом Стный конец ХХ века Вэтом селе миасцы любили покупать дачи. Добирались кто на машине, а кто и на учалинском поезде. «На дальней станции сойду, трава по пояс…», – напевали дачники, сходя у Устиново или вовсе на каком-нибудь 35-м километре, чтобы потом еще 10-15 километров крутить педали или просто шагать пешком по лесным тропинкам и грунтовым дорогам. Сейчас трудно поверить, что еще 30-40 лет назад народ у нас был столь подвержен романтике. А люди, отмеряющие километры, были счастливы. Им улыбалось солнце бликами на листве берез, их дурманил запах чабреца, в руки просились плоды шиповника и шляпки шампиньонов… И радовала земля. Уже не такая, как в Миассе. Тучнее, чернее. По-настоящему хлебородная. З колками и нивами раскинулось село. С типичными русскими избами, растрескавшимся фасадом больницы и простором, который тянется дальше к Ларино и Уйскому. Глодный ХVIII век Флимоново – село в Чебаркульском районе, возле автодороги Чебаркуль-Уйское. Расположено оно на берегах маленькой речки Кокуй, на которой много лет назад поставили небольшую плотину и обустроили пруд. Лсостепные территории вокруг нынешнего села еще около двух тысячелетий назад были обитаемы. Вероятнее всего здесь проживали финно-угорские племена и башкиры. Уже в те далекие времена население занималось здесь добычей золота, о чем свидетельствуют археологические находки. Одна из них была обнаружена еще в XIX веке. Это большой глиняный сосуд, наполненный золотоносным песком. Сосуд был передан в 1896 году в музей Екатеринбурга. Башкиры называли эту местность «Алтын-таш», что нашло отражение в названии села, расположенного близ Филимоново. «Алтын-таш» переводится как «золотой камень». Всередине XVIII века на этом месте поселился со своей семьей некто Филимон Фокин. Известно о человеке, давшем селу имя, немного. Разве только то, что по отцу он был Федоровичем, происходил из крестьян и до переезда на Южный Урал жил в селе Конево Камышловского уезда. Сохранился документ 1763 года, в котором уже упоминается Филимоново, как населенный пункт, где на тот момент проживали всего 6 человек. Нет сомнения, что заимка жила тем, что давала странникам пищу и кров. А путников становилось все больше. Дорога Чебаркуль-Оренбург, возле которой поселился Фокин, становилась год от года все оживленнее. В 1770 году, в середине знойного лета, на заимке Филимона остановилась научная экспедиция под руководством ученика Ломоносова, академика Ивана Лепехина. Этот ученый-географ в своих путевых заметках описал окрестности села как места, где «приятные поля и тучные паствы»… «Казалось нам, что мы вдруг в отменный перешли климат», – указал Лепехин, очарованный буйством летних красок. Пимерно в 1774 году, незадолго после Пугачевского восстания, которое огненным валом прокатилось буквально рядом, заимка начала превращаться в деревню. Под боком у Фокиных селился разный люд. Здесь, по некоторым сведениям, находились отхожие хозяйства Миасского медеплавильного завода, появившегося чуть ранее – в 1773 году. Селились здесь и башкиры. А когда в середине XIX века в окрестностях Филимоново было обнаружено золото, отовсюду сюда начали стекаться старатели. Хебный XIX век Ивестный исследователь золотоносных месторождений Южного Урала Эдуард Рахимов сообщает следующее: «Вокруг Филимоново было расположено множество месторождений. Рядом с селом Семинояское – месторождение, открытое в 1862 году. Здесь Елизавета Шавкунова намыла шесть пудов золота. Екатерининское месторождение принадлежало М В. Иванову. Он добыл один пуд золота. В сторону Темира находилось Иоанно-Крестительское месторождение, открытое в 1886 году, и там добыто свыше 16 пудов золота. В 30-е годы ХХ века в Филимоново для извлечения золота из руды была построена обогатительная фабрика…» О этой фабрики сохранился сегодня только фундамент. Фабрику закрыли, посчитав, что процесс извлечения вкраплений золота из руды слишком уж трудоемкий и не окупает затрат. Вселе чтут казачьи традиции. Берегут предметы старины, любят казачью песню. Многие филимоновцы считают себя потомственными казаками и имеют для этого основания, поскольку еще в 1868 году все местное население было записано в казачье сословие. Над селом возвышалась церковь имени Николая Чудотворца, увы, не дожившая до наших дней. Оень голодное начало ХХ века Рволюцию филимоновцы приняли по-разному. Казаки в начале ХХ века жили в основном в достатке, потому многие не приняли условий, ущемлявших их быт. Вместе с тем люди понимали, что обновления в общественной жизни необходимы. В результате в 1920 году в Филимоново вспыхнул мятеж, организованный учителем местной школы Я. Лукониным и казаком С. Выдриным. Их поддержали около 2 тысяч человек из Филимоново и соседних сел. Восстание проходило под лозунгом «За Советскую власть, но без коммунистов». В 1921 году мятеж был подавлен, его руководители расстреляны. Вгоды войны сельчане много работали и недоедали, как и везде в то время – зерно отправляли на фронт. Вгоды коллективизации в Филимоново был организован совхоз «Приуралье», в 1957-м на его базе появился совхоз «Новомиасский». Он оказался в числе первых предприятий области, не переживших перестройку и смутные времена. XXI век. Будет ли хлеб? Онако хлеборобская жилка филимоновцев все-таки дала о себе знать и в недавнее непростое время. На этой земле организовали свое хозяйство фермеры Шаманины. Дело у них пошло, филимоновский хлеб стал брендом не только села, но и всего Чебаркульского района. Не в обиду будет сказано местным производителям, покупают его и миасцы. Вчем феномен филимоновского хлеба? Да ни в чем, казалось бы… Обычная буханка. Может, внешне выглядит побелее, посветлее. Да вот еще корочка легко отламывается да какая-то по-особенному хрустящая. Зато, если не повезет, можно купить буханку с изрядно пригоревшей корочкой, а то и с мучными комочками в хлебном мякише. Бывает такое, что греха таить. Но есть в филимоновском хлебе неповторимое очарование деревни… Ощущение того, что этот продукт, что называется, «от пупа, от землицы». Только что из колосков, с мельницы, с деревенской пекарни… А если взять этот еще теплый ломтик да запить парным молоком!..
М. КОРЮКОВ.
|
назад |