последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 6 апреля 2012 г. № 24 Издается с 10 октября 1991 г. |
Дорога, канувшая в лету П территории нашей области когда-то проходил уникальный железнодорожный маршрут, который, увы, нынче не существует Ге была чугунка? Ели кто-то из туристов или охотников окажется в окрестностях Южно-Уральского заповедника у хребтов Нары и Зигальга или решит побродить по окрестностям башкирского поселка Тирлян, то его внимание не может не привлечь огромная просека, протянувшаяся извилистой лентой среди горного леса. Это место, где когда-то проходила узкоколейная дорога от катав-ивановского пригорода Запрудовка до Белорецка. Иторию этой однопутки подробно описал краевед из Юрюзани Леонид Сурин. Основные этапы таковы. Во второй половине 19 века, как известно, российская промышленность переживала большой подъем. Юрюзанский и Белорецкий железоделательные заводы экспортировали металл даже в Англию. При этом транспортные пути между заводами оставались слабым звеном. Например, продукцию из Белорецкого завода вывозили либо на лошадях, либо на барках по Белой в большую воду. И дорого, и неудобно. Поэтому необходимость связать металлургические предприятия транспортной сетью привела к появлению в нашем крае железных дорог. Сначала появился Транссиб. Уже большое подспорье! В 1904 году от этой магистрали протянулась ветка Вязовая – Катав-Ивановск. Путь проходил через горные перевалы по очень сложному рельефу, занимал 150 верст. Кк это было? В1909 году началось строительство Белорецкой узкоколейной железной дороги на отрезке Запрудовка – Тирлян. Работы проводились с обеих сторон, бригады двигались навстречу друг другу. Рабочие были местные, с окрестных заводов, а руководство – смешанное, российско-немецкое. Отечественную техническую мысль представляли инженеры Александр и Петр Евтеевы. Работа у всех была непростая, поскольку эта местность отличается горным рельефом и большими перепадами высот (до 500 метров). В одном месте насыпь была положена прямо на каменные реки – курумы. А на перевал Машак к одноименной станции вел горный серпантин. Наконец, в 1912 году восьмитонный паровоз немецкой фирмы «Артур Коппель» прошел по всему маршруту, оглашая окрестности никогда не слыханным здесь гудением. Окончательный ввод трассы в эксплуатацию состоялся в 1913 году. Н раз на протяжении существования железной дороги здесь поезда сходили с рельсов. Ставили их обратно с помощью других паровозов, применяя конусные болванки, в простонародии называемые лягушами. Возле станций росли небольшие поселки вроде Юрюзанки или Двойнишей. У «медвежьих углов» появлялась связь с внешним миром. Именно этими маршрутами уходили в тайгу туристы и охотники-любители. Натуралист, краевед и писатель из Трехгорного Григорий Таймасов в своей книге «Волшебный камушек» написал следующие строки: «Два старинных паровоза Сормовского завода тянули за собой вагоны, нагруженные металлоломом для Белорецкого металлургического завода и еще чем-то. На подъемах они густо дымили, пробуксовывали, врезаясь в молочные туманы…Чугунка звенела-пела, звала дальше в глухомань». Пчему она исчезла? Пгубило узкоколейку строительство в 60-е годы ширококолейной железнодорожной ветки от Магнитогорска до Белорецка. Тогда экономисты подсчитали, что перегрузка в вагоны широкой колеи займет много времени, сил и затрат, и узкоколейную дорогу решено было разобрать. Разобрали не полностью, зато ее самую живописную часть. Рельсы отправили в Белорецк на переплавку, шпалы раскидали вдоль пути. Григорий Таймасов так отразил это в своем очерке, посвященном дороге: «1 ноября 1967 года отшумел-отзвенел последний пассажирский поезд. 6 сентября 1968 года, прощально гудя, вместе с печальными голосами улетающих на юг журавлей, покинул узкоколейку последний товарняк». Следует сказать, что до 2004 года дорога существовала в усеченном режиме между Тирляном и Белорецком, но пришел конец и этому участку. Несмотря на то, что этот объект фактически представлял собой музей под открытым небом и по исторической ценности вряд ли уступал знаменитым «Порогам», его уничтожили. Принципы рачительной злободневной экономии взяли верх. А ведь подобные объекты в странах Европы сохраняются как исторический раритет и берутся спонсорами, а то и государством, под защиту…
М. Корюков.
|
назад |