последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

30 марта 2012 г.
№ 22

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Союз земли и воды

   Н Большом и Малом Таловском хребтах можно затеряться и жить Робинзоном

   Кк на картине

   Хдожник эпохи Возрождения Питер Пауль Рубенс изобразил на своей знаменитой картине союз земли и воды очень аллегорично. В роли земли – пышнотелая обнаженная дама, у ее ног в воде плещутся не менее голые детишки, выныривают дующие в раковины мужские фигуры. Композиция гармонична и наполнена теплыми красками. А у миасского символа, олицетворяющего такой союз, краски куда более суровые. Зимой землю покрывает толстый белый ковер. Снежные искры сыплются с елей. Снега много. Весны все ждет и ждет природа. И именно весна-красна дала этим хребтам и речкам свое название. От талых снежных вод возникли названия Большая и Малая Таловка, Большой и Малый Таловский хребты.

   Мжно сравнить эти реки и горы с двумя парами новобрачных, стоящих на свадебной церемонии. Сначала журчит-щебечет Малая Таловка, за ней сурово стоит Малый Таловский хребет, за ним, на некотором расстоянии, в долине находится более умиротворенная Большая Таловка, за которой высится громада Большого Таловского хребта. Таков вот союз, такая вот гармония!

   Вачале о речках

   Иак, название хребты получили, несомненно, от речки Таловки. Точнее, от двух речек с таким названием. В низинах возле гор текут Большая и Малая Таловка, которые незадолго до впадения в реку Куштумгу сливаются в единый поток, который четыре километра от места слияния до устья несет свои воды по заболоченной низине. Проследим судьбу каждой из этих маленьких речушек.

   Большая Таловка рождается из горного ключа, расположенного на склонах хребта Малый Урал. Ручеек чистейшей родниковой воды струится вниз по склону строго на восток. Доходя до горной долины, ручеек пополняется водой, превращается в речку Большая Таловка и поворачивает на юг. Направление горной долины выносит русло речки как раз между хребтами Большим и Малым Таловским. Весной водоем активно пополняется талой водой, чем и объясняется название. Вдоль левого берега реки тянутся заболоченные участки. Большая Таловка – речка капризная, извилистая, иногда меняющая русло. Но даже в сухой сезон она не пересыхает, хотя при этом легко переходится вброд.

   Млая Таловка значительно короче. Она расположена западнее Большой Таловки и значительную часть своего пути течет вдоль другого, западного склона хребта Малый Таловский. Получается, обе речки словно берут Малый Таловский хребет в клещи, обтекая его слева и справа. Большой же Таловский хребет остается при этом несколько в стороне, немного восточнее, однако его подножие Большая Таловка вниманием тоже не обделяет. Высокие, высокие отношения!.

   Пойдя вдоль западного склона, Малая Таловка сливается с Каменкой, а потом круто поворачивает на восток навстречу Большой Таловке. Слияние происходит близ живописной голой поляны, откуда оба хребта видны, как на ладони, в своей первозданной дикости. Долина, по которой протекают обе речки, хранит следы старательских работ. В конце позапрошлого и в начале прошлого веков здесь мыли золото.

   Лбят золото речки, ох любят. В тридцатые годы прошлого века геологические партии находили тут самородки. Да не каждому старателю, тем более постороннему человеку речки свои богатства покажут. С норовом, однако!

   Очем еще следует сказать, так это о том, что точат речки устроившиеся возле них каменные громадины. На языке географии этот процесс называется выветриванием. Но характеризует это слово не столько работу ветра, сколько деятельность осадков, талых вод и ручьев по принципу «капля камень точит не силой, а частотой падения». Так что, когда-нибудь талые воды сточат и без того не самые высокие на Урале Таловские хребты. Правда, на наш век и на век внуков-правнуков хватит ими полюбоваться. Разрушительная сила выветривания растягивается на десятки тысяч лет, а то и больше.

   Сровые уральские склоны

   Слоны обоих хребтов изобилуют родниками и родничками. Они довольно покатые, вершины не превышают 800 метров над уровнем моря. Но поражают непролазные дебри на склонах гор, а также ботанические особенности этого уголка. Преобладающее дерево здесь – сосна. Однако есть участки, поросшие пихтовником. Кроме того, почему-то здесь особенно хорошо чувствует себя липа. В древостое некоторых лесных кварталов она уступает только сосне, иногда образуя целые рощицы. Возможно, это связано с тем, что липа теневынослива и любит влажность, а микроклимат местных долин как раз отвечает этим условиям.

   Лпа – редкий гость на восточных склонах Уральских гор. Климат у нас суше, континентальнее, чем на западных склонах. Липе это не по нутру, вот и встречается она в окрестностях Миасса да Чебаркуля, в основном, на островах и полу-островах тектонических озер да в горных долинах. Где повлажнее. Однако при этом болота не любит. Липовые леса и редкость, и бесценный дар. И не только из-за древесины или лекарственных свойств липового цвета. А уже потому, что вносят в наши ландшафты очаровательное разнообразие.

   Гибники и ягодники охотно исследуют местность возле хребтов, охотясь за черникой или за маслятами. Варенье из черники, собранной именно под Тыелгой – гордость миасских домохозяек, особенно жительниц машгородка. Действительно, черника здесь обильная и какая-то особенно сладкая. Но сборщикам грибов и ягод следует соблюдать осторожность. Здесь может повстречаться хозяин леса – медведь, бродят здесь и лоси, особенно агрессивные во время гона.

   Хтите затеряться?

   Нчальник отдела государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по Челябинской области Алексей Исмагилов рассказал, что не раз в районе Большого Таловского хребта собирались пожарные и другие сотрудники МЧС. Здесь они отрабатывали в условиях леса профессиональные умения и навыки. Было время и на отдых. Что поражало сотрудников службы быстрого реагирования, так это дикая первозданность этих мест.

   – После дневной напряженной работы мы развели как-то костер, – поведал сотрудник МЧС. – Поговорили за жизнь, глядя на пламя. Мой сослуживец принес к этому костру свою фляжку, да потом и забыл о ней. Вспомнил, когда уже вернулся домой. Махнул рукой: мол, что упало, то пропало. Однако через пять лет судьба вновь нас забросила в эти места. И что же? Через столько времени мы вышли все к тому же костровищу, где обнаружили нетронутую фляжку…

   Дроги и пешеходные тропы в окрестностях хребтов разбиты, размыты дождями, их состояние делает продвижение экстремальным кое-где даже для велосипедистов. Колеи на грунтовках встречаются такой глубины, что можно посадить на оба моста даже идущий порожняком грузовик «Урал». Зимой разве редкий лыжник пройдет, да мимо снегоход прострекочет, везущий туристов к горе Крутой ключ.

   Лтом больше пеших групп. Например, облюбовали эти места люди, работа которых относится к категории самых шумных и нервных – миасские и чебаркульские учителя. С их группой эти хребты посетил и автор этих строк. Педагоги, остановившись близ Малой Таловки, развели костер, а потом всю ночь сидели и слушали тишину. И лишь молодой учитель физики Костя Вахнин, задумчиво глядя на осеннее звездное небо, играл на комусе. И каждый чувствовал себя винтиком огромного механизма, частью неведомой космической программы, которую любому из нас в течение жизни необходимо выполнить…

   


М. Корюков.



назад

Яндекс.Метрика