последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

24 февраля 2012 г.
№ 13

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Так где же пугачевская казна?

   Да разгрома

   Вйско Емельяна Пугачева, грозное в самом начале восстания, оказалось колоссом на глиняных ногах. Это подтвердили весной 1774 года два поражения пугачевских войск: под Троицком и у села Лягушино.

   Каевед Эдуард Рахимов пишет: «31 мая к Троицкой крепости подошли правительственные войска во главе с де-Колонгом. Завязался бой. В этом бою особенно ярко проявилась боевая беспомощность и стихийная неорганизованность повстанцев… Никакие усилия Пугачева и его помощников не могли удержать на позициях громадную массу людей, более похожую на толпу нежели на войско. Они лишились 28 пушек, большого количества боеприпасов…» И это при том, что армия самозванца составляла около 12 тысяч человек – куда больше, чем у противника.

   Рзбитые пугачевцы начали отступать в сторону Варламово и Кундравов. В поле возле села Лягушино их настиг отряд подполковника Михельсона. И хотя царские войска были в количестве всего-то 500 человек, они смогли нанести еще одно сокрушительное поражение армии самопровозглашенного Петра III.

   Нчалась битва с того, что отряд Михельсона, уставший от долгих пеших переходов, двинулся от Кундравов к Варламово, намереваясь соединиться с солдатами де-Колонга. Еще находясь в Кундравах, Михельсон получил весть о том, что правительственные войска под Троицком наголову разбили пугачевцев, убив их около тысячи. Весть сообщил староста, а к нему она пришла от каких-то незнакомцев, опрометью миновавших село. Выйдя из сплошных лесных массивов в поля, Михельсон увидел, что навстречу ему движется какое-то войско. Он направил вперед казачьи разъезды, а в это время его солдаты уже кричали «Ура!», радуясь встрече с соратниками. Однако радость оказалось преждевременной. Разъезд был атакован встречными. Тут-то Михельсон и понял, что перед ним воины не де-Колонга, а Пугачева.

   Сажались пугачевцы и царские солдаты в чистом поле, посреди березовых колков. Сегодня это часть территории Чебаркульского района. Здесь ничто не напоминает о битве, разве что жители села 2-я Ключевка (так сегодня называется Лягушино) протянут руку вперед и покажут:

   – Вон там она, Пугачевская поляна…

   Хлм имени Пугачева

   Кк знать, может среди полей и березовых колков нашего Зауралья Емельян Пугачев понял, что его игра проиграна, и надо готовиться к партизанской борьбе. Однако людская молва упорно связывает дальнейший пугачевский маршрут с какими-то зарытыми кладами, которые мятежный атаман прятал якобы на черный день.

   Првая версия связывает спрятанный клад с приметным холмом, что возвышается ныне у так называемого Малковского перекрестка на трассе Уфа–Челябинск. Холмик этот в лесостепной местности виден издалека, порос ковылем и стал местом паломничества дельтапланеристов и парапланеристов из расположенного недалеко от этих мест Чебаркуля. Желающих порыться на склонах этого холма тоже всегда было – хоть отбавляй, но все они терпели фиаско. Хотя, по слухам, кое-кто из незадачливых археологов наткнулся-таки на истлевшие кости. Но пугачевцы ли это? А может, это жертвы какой-то эпидемии, сведения о которой затерялись в веках – кто его знает? Не лишнее дело – предупредить кладоискателей о том, что возбудители сибирской язвы могут жить в почве годами.

   Кк бы то ни было, но благодаря легенде о зарытом Пугачевым кладе маленький поселок возле Малковского перекрестка так официально и называется – Пугачевский.

   Зесь стоит сказать, что холм, о котором идет речь, вообще достопримечательное место. Это последний ярко выраженный холм вдоль трассы Уфа–Челябинск к востоку от Уральских гор. Далее до Челябинска, а точнее – до отрогов Алтая и Горной Шории холмов не будет, а будет ровная, как стол, Западно-Сибирская равнина.

   Отается добавить, что с холма открывается красивый обзор южного берега озера Чебаркуль, сел Малково и Боровое. На склонах живописно развевается ковыль, среди скальных выходов дурманяще пахнет чабрец, или богородская трава.

   А теперь – окрестности Миасса

   Ее один клад атамана-самозванца молва окунула в воды маленького озера Инышко, присоседившегося к нашей южноуральской жемчужине – Тургояку. Озеро это было бы, пожалуй, совсем неприметным рядом со знаменитым соседом, если бы не одно «но»… Это слухи о пугачевском золоте. Даже миасские школьники знают, отчего они возникли. Озеро Инышко знаменито тем, что под слоем сапропеля и торфа, сформировавшим донные отложения, могут встречаться заполненные водой пустоты. Это еще называется двойным дном. Падкие до сенсаций местные исследователи выдвинули версию о том, что дно, может быть, и тройное. Кто-то даже предположил – а вдруг его и нет совсем? Конечно же, дно есть, состоит из ила и песка, но не о том речь. Молва твердит, что Пугачев спрятал в Инышке два бочонка золота.

   Ндо ли говорить о том, что эти бочонки ищут до сих пор… Меж тем остается неясным, а был ли вообще Емельян Пугачев на берегах Инышки. Известно, что преследуемый Михельсоном, а затем майором Жолобовым, самозванец отступил к деревне Караси, затем взял курс на Кулуево и потом на село Байгазино, где к его войску присоединился отряд башкир. Потом вернулся, сжег Чебаркульскую крепость и начал пробиваться через горный Урал к Казани.

   … Как известно, Миасский завод был основан в 1773 году, кровавые события, о которых идет речь, произошли на год позже. Поэтому завод и поселок при нем уже существовали. То есть высока вероятность того, что Пугачев здесь все-таки был. Есть и свидетельства присутствия Пугачева на Тургояке, если топонимы – это достаточные свидетельства. Обширный участок на юго-западном берегу Тургояка называется Пугачевской поляной, а самый высокий холм возле западного берега водоема именуется горой Пугачевской.

   Инемного о личности Пугачева и о золоте

   А. С. Пушкин в «Истории Пугачевского восстания» пишет о Пугачеве с нескрываемой неприязнью. Поступки лидера крестьянского бунта заставляют сделать вывод, что самозванец был кровожадным авантюристом с непомерным властолюбием. Пушкин также указывает на то, что до восстания Пугачев имел намерение перейти на службу к турецкому султану. Поскольку Россия в то время давно и прочно увязла в войне с Турцией, то намерения атамана есть не что иное, как предательство. Однако на заре советских лет эту личность представляли защитником крестьян от царского произвола. В честь Пугачева названы не только улицы, но даже город в Поволжье.

   Д, времена были кровавые, жестокие. И надо сказать, небогатые – бедные времена. Не только потому, что голодные смерти в XVIII веке были в провинции заурядным делом. Но и потому, что золотая лихорадка во времена Пугачевского восстания на Южный Урал еще не пришла. Месторождения самородного и рудного золота будут открыты в наших краях много позже, даже медный завод в долине Миасса только начинал работу. Откуда же тогда взяться бочонкам золота? Даже у атамана целого войска бунтовщиков…

   


М. КОРЮКОВ.



назад

Яндекс.Метрика