последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

14 октября 2011 г.
№ 75

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

В туфлях на «гвоздике», в тоненьком свитере…

   10 любопытных фактов из истории советской моды

   Всамом начале 50-х советская промышленность выпускает первые капроновые чулки и даже колготки. Стоят они не дешево, но все же доступнее шелковых (фильдеперсовых).

   В1953 году в стране отменили официальный запрет на …декольте. До этого пристойным считался только глухой ворот или очень скромный вырез.

   В61-м году советские женщины впервые надели шпильки – элегантную обувь на высоком тонком каблуке. Ходить в ней было неудобно, но с тех пор шпилька не только не вышла из моды, но превратилась в классику. Это была одна из первых жертв красоты, на которую добровольно согласились женщины.

   Чрный обтягивающий свитер, узкая облегающая юбка и обязательная шпилька (ее еще называли «гвоздики») – и не было в 60-х более сексуальной униформы для женщины!

   В62-м году советские граждане впервые знакомятся с темно-синими итальянскими плащами «болонья». У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды. Нас же он покорил своей новизной и легкостью. Болоньевый «психоз» в СССР продлился целое десятилетие.

   Вконце 60-х в моду вошли мини-юбки и мгновенно, на целое десятилетие, завоевали титул самой модной одежды.

   Вконце тех же 60-х в СССР появляется свадебная мода: с белыми платьями и костюмами разных фасонов.

   В63-м году наша страна переживает моду на крашеные волосы. Естественный цвет волос для модников начал казаться слишком простым и неинтересным.

   Вконце 60-х почти одновременно с мини-юбкой в моду входит женский брючный костюм. Это было началом эмансипации. Носить брюки считалось дерзостью и осуждалось обществом. Поначалу женщинам запрещалось появляться в брюках на работе, их также могли не пустить в клуб или ресторан.

   В67-м году увидела свет одежда из нового синтетического материала – кримплена. Она прочная, не мнется, легко стирается. Единственный недостаток – электростатичность. Поэтому следом осваивается производство жидкостей-антистатиков.

   

   Вгородском краеведческом музее вот уже четвертую неделю работает уникальная выставка, которую организаторы посвятили своим мамам и бабушкам

   Нвую необычную экспозицию работники музея назвали просто и незатейливо: «Бабье лето». И это даже не столько потому, что открылась выставка в разгар удивительной и прекрасной осенней поры, сколько потому, что посвящена она женщинам. Причем женщинам той самой эпохи, что ушла от нас, кажется, совсем недавно, но ставшей уже такой далекой и так мало похожей на сегодняшнюю.

   Ия принесла платья в музей…

   Свершенно замечательная идея открыть выставку женской одежды и аксессуаров советского времени, как это часто и случается с подобными идеями, пришла абсолютно неожиданно и прямо из самой жизни.

   Ухранительницы музея Татьяны Георгиевны Грунвальд нынешней весной умерла 85-летняя мама – Софья Васильевна Михайлова. Разбирая ее вещи, дочь обнаружила в шкафу много повседневных и праздничных нарядов, которые хозяйка давно уже не надевала, но бережно хранила. Отдать все это богатство было некому, а выбросить рука не поднималась.

   – И я принесла мамины платья к нам в музей, – рассказывает Татьяна Георгиевна.

   – Это, наверное, какое-то проведение судьбы, что Татьяна Грунвальд оказалась нашей сотрудницей, – продолжает начатую мысль главный хранитель музея Татьяна Салтовская. – Ведь многие эти вещи в лучшем случае куда-то бы использовали, может, перешили, а в худшем – просто выбросили…

   Ттьяна Салтовская и выступила инициатором и главным организатором представленной экспозиции, для которой в музее отвели отдельный просторный зал.

   Ткой выставки у нас никогда не было!

   – Представленная экспозиция уникальна, – уверена Татьяна Салтовская. – Такой в нашем городе еще никогда не было.

   Ичто исключительно важно, на призыв музея откликнулись многие его друзья и жители Миасса. Свои домашние «экспонаты» из бабушкиных сундуков предоставили семьи Красавиных, Осиповых, Уткиных, Абрамовых и многих других. Эти вещи, кажется, еще дышали теплом их хозяек.

   Взале собраны почти полторы сотни самых разных женских сокровищ: платья и костюмы на все случаи жизни, юбки и блузки, шляпки и сумочки, обувь и украшения, духи и шкатулки, шелковые чулочки и носочки…

   – И это еще не все, – рассказывает Татьяна Салтовская, – многие вещи остались в наших запасниках. Для них просто не хватило места. Например, у нас есть женское белье середины прошлого века – тонкое из шелка и из простого трикотажа. Может, позднее мы найдем место и для этой коллекции. И вообще в перспективе хотим сделать нашу выставку «функционирующей», чтобы современные девчонки могли не только полюбоваться одеждой и аксессуарами из прошлой жизни, но и примерить на себя наряды своих бабушек.

   Ктати, сами организаторы выставки с удовольствием уже сделали это. На открытии экспозиции они все были одеты в платья-ретро.

   – От этих нарядов, сшитых руками самих мастериц, веет таким теплом и добром! – признаются работницы музея. Они нас словно в детство возвращают. Как будто мама вот только что встала из-за швейной машинки.

   Иэто очень похоже на правду. Ножная машинка тех, советских времен, находится тут же, рядышком, в комнате. И почти готовое изделие с неоконченной еще строчкой закреплено за ее ножкой, и журнал «Работница» открыт на странице с выкройкой. Все настоящее, живое и, наверное, потому навевает самые нежные, самые трогательные воспоминания.

   Весто шинели – рюши и кружева

   Мда, как известно, подобно зеркалу, всегда отражает состояние и времени, и народа. В каждой эпохе у нее свои особенности. И хотя сегодня принято считать, что в советские годы женщины одевались плохо, безвкусно, немодно, с этим можно поспорить. Потому что везде, где есть женщина, есть и красота. Это не раз доказывалось временем.

   Сою выставку организаторы условно разбили на три периода: 50-е, 60-е и 70-е годы. Все они заметно отличаются один от другого.

   Впомните первые послевоенные фильмы, которые еще изредка можно увидеть на экранах наших телевизоров. Как только экономика начала чуть-чуть оживать, женщины тут же сменили шинели на платьица. Их выходные наряды из натуральных материалов, напрочь отвергая грубую военную одежду, запестрили мелкими цветочными узорами, рюшами, бантами, кружевами! И хотя в предлагаемых моделях приветствовалось незамысловатость и ограничение деталей кроя, а общественным мнением культивировался образ женщины-труженицы, которой чужды тряпичные интересы, мода все равно брала свое. И женщины, несмотря ни на что, хотели быть обворожительными. После долгой и страшной войны это стремление уже ничем было не остановить.

   Мдницей была до старости

   – Гардероб моей мамы, – рассказывает Татьяна Грунвальд, – делился на три части. В нем были повседневные платья для работы, наряды для праздника и домашняя одежда.

   Квечерним нарядам отношение было особенно бережным. Татьяна Георгиевна помнит, как мама, вернувшись с торжества, чистила, проветривала и аккуратно вешала в шкаф свое платье, чтобы оно было готово для следующего выхода. Тогда женщины накануне праздника не бегали по магазинам в поисках наряда. Он у них всегда был наготове, и они могли собраться на вечер за несколько минут.

   Эи наряды Софьи Васильевны Михайловой и сегодня выглядят так же хорошо, как при ее жизни. Они составили основу музейной коллекции.

   А достался этот дар – красиво и модно одеваться – Софье Васильевне от ее матери Александры Ивановны Кондаковой.

   – Бабушка была родом из Подмосковья, из города Шатска, – вспоминает Татьяна Грунвальд. – Она была дочерью приказчика, который, похоже, и сам знал толк в женской одежде. Он привозил дочери наряды из всех мест, где бывал. И она слыла в своем городке большой модницей.

   Псле революции семья оказалась на Урале, жили трудно и уже не так богато, как раньше. Но стремление всегда быть модной и привлекательной осталось у бабушки до конца ее дней, а умерла она в преклонном возрасте – всего месяца не дожив до своего 99-летия.

   Вучка вспоминает, что Александра Ивановна никогда, даже в глубокой старости, не носила платки, только – шляпки. И никто не помнит ее седовласой старушкой. Бабушка заказывала в аптеке специальный восстановитель и красила им волосы, сохраняя таким образом их естественный цвет.

   Ксожалению, ее платья и шляпки не сохранились, но в музейной экспозиции представлена старинная бабушкина шкатулка с изображением двух влюбленных.

   Встиле женственности

   Фсоны женских платьев в 50-е годы определялись пышным бюстом, округлыми бедрами и тонкой талией. Современные худосочные модели на этом фоне выглядели бы просто уродливо.

   Хть и медленно, но в СССР проникают мировые тенденции моды, пока только из стран социализма – Болгарии, Польши, ГДР. Стиль New Look (открытые плечи, узкая талия и широкая юбка), покоривший весь Запад еще в 1947 году, в Советском Союзе утвердился только после выхода на экраны музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» с юной Людмилой Гурченко и ее легендарной осиной талией.

   Вконце 50-х, а именно в 1957 году, настоящим культурным шоком для советской страны стал Международный фестиваль молодежи и студентов. Он проходил в Москве. И самым непосредственным образом отразился на внешнем облике наших женщин. Именно в 60-е годы появляются платья-трапеции, юбки по колено и юбки-«колокола». А головы молодых модниц украшают высокие прически «бабетта» с кокетливыми бантами.

   Всамом конце 60-х появляются новые ткани: нейлон, лайкра, кримплен… Эти ткани не мялись, легко чистились и стирались, а главное – были дешевы. Тогда же появляется и обтягивающий фигуру трикотаж. И наши женщины, не избалованные отечественной промышленностью, берутся за спицы и выдают чудеса связанного лично трикотажа.

   В70-е годы начинается расцвет синтетической моды. Блузки и платья с кружевами из полупрозрачной ткани и нейлона одевают самые смелые девушки, повергая в шок дам в возрасте. Больше становится разнообразной обуви: шпилька, платформа, широкий каблук – все находит своих почитателей. Особенно ценится обувь из-за рубежа – югославская, польская, венгерская. А ультра-мини в эти годы на удивление мирно уживается с ультра-макси.

   Ве эти образцы одежды и аксессуары ушедшей эпохи организаторы выставки постарались представить в полном объеме.

   Вставка будет работать в краеведческом музее еще в течение двух месяцев – октября и ноября. Захотите испытать ностальгию по старым добрым временам – а женская мода как ничто другое поможет погрузиться в ту эпоху – приезжайте в музей. И возьмите с собой детей и внуков. Пусть убедятся в том, что их бабушки тоже были молодыми и так же стремились быть неотразимыми.

   

   Впоминают миасские модницы

   Лбовь:

   – Помню, как в середине 50-х в Миасс завезли казавшуюся тогда необыкновенно модной плательную ткань – штапель. Была она всего двух расцветок, но материал мгновенно, в очередь, разобрали. Мы, девчонки, очень радовались, что нам сошьют новые платья. А вот мама моей лучшей подруги от ткани отказалась:

   – Нашьем и будем все одинаковые ходить! Ко мне сестра из Москвы едет, попрошу, чтобы оттуда ткань привезла.

   Вкоре сестра действительно приехала и …привезла точно такой же отрез штапеля в бело-голубую ломаную полоску, в каком уже ходили, нашив себе нарядов, многие миасские женщины…

   Мрина:

   – В эпоху мини-юбок мы, молодые девчонки, выслушивали немало нелестных слов в свой адрес, и не только от старших дам, но и даже от мужчин. Как-то на улице я столкнулась с немолодой супружеской парой. Мужчина, оглядев меня с ног до головы и явно намекая на мою коротенькую юбку, громко произнес:

   – Ну и ведьма!

   Мня, конечно, задело это незаслуженное оскорбление, и я не выдержала. Взглянув на его, мягко говоря, не очень ухоженную спутницу, я как можно дружелюбнее отпарировала:

   – Да что вы! Ведьма-то рядом с вами идет.

   Мжет, это было и не очень вежливо. Но, как говорится, каков привет – таков ответ.

   Ндежда:

   – 69-й год прошлого века. Закончились школьные годы. Выпускной…

   Прикмахерская полна выпускниц. Пришла одной из первых сделать прическу, но меня отодвигают и отодвигают в конец очереди – ни одна из мастериц-парикмахерш не решается взяться за мои волосы (коса до пояса). Тогда не плели красивых косичек в парикмахерских как сейчас. В основном делали начес.

   Селали наконец прическу и мне. Брали пряди, начесывали, сворачивали колечком и укладывали вокруг головы, закрепляя шпильками. Получилась «голова» на голове. Прическа называлась «Колос».

   Сйчас бы, конечно, я не пошла с двумя головами на выпускной вечер, но тогда это было модно. Все смотрели с восхищением на мою прическу.

   Влентина:

   – Первые колготки появились у нас где-то в конце 60-х – начале 70-х. Достать их было непросто, да и стоили они по тем временам безумно дорого: 10–15 рублей. Поэтому берегли их, как самую большую драгоценность. А чтобы они подольше носились и не рвались, кто-то придумал выдерживать их, пока они еще новые, на холоде, лучше – в холодильнике, у кого они, конечно, были. И мы с подружками так делали. Правда, прочнее от этого колготки, по-моему, все равно не становились.

   Оьга:

   – Когда на прилавках появилась хна, волосы ею красили, как мне кажется, почти все: и шатенки, и брюнетки, и даже блондинки. Оттенки получались у всех разные. Моя темноволосая подружка, чтобы получить более яркий каштановый цвет, первой догадалась добавить в хну …йод. Потом ее примеру последовали и мы. Главным тут было – не перебрать, чтобы не сжечь кожу головы.

   

   

   



назад

Яндекс.Метрика