последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

5 августа 2011 г.
№ 58

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Губит людей не пиво?

   Пезидент Дмитрий Медведев, как известно, недавно подписал федеральный закон о госрегулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции. В соответствии с ним пиво вновь отнесено в разряд алкогольной продукции. По словам парламентариев, новый закон направлен на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения страны.

   Кк и следовало ожидать, в центре внимания оказалось пиво. Ведь не секрет, что сегодня именно оно для россиян стало едва ли не национальным напитком. Его пьют везде и всюду: на улицах, дискотеках, в кафе, парках, подъездах, в троллейбусах, дома... Уже никого не удивишь и молодой мамой, которая одной рукой везет коляску, а другой держит баночку «живительного» напитка. Да и школьники, у которых в День знаний после линейки букеты цветов в руках сменяются «полторашками» с пивом, тоже не редкость.

   Иак, время реформ назрело. Но в чем же суть нового закона, чего от него ожидать простым обывателям?

   Итория вопроса

   Иучая законы прошлых лет, мы нашли много интересного. Так в редакции федерального закона от 5 декабря 2005 года в статье 20.20 было прописано, что распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов в общественных местах запрещено и влечет административную ответственность в виде штрафа. Однако спустя два года (надо полагать, не без участия в этом пивных магнатов) в закон внесли два изменения. Из него ушло слово «пиво», а «не менее 12» было заменено на «более 12 процентов». Таким образом получилось, что употребление пива в общественных местах регламентировалось только нормами морали, которые, в свою очередь, у каждого свои.

   Жстко!

   Ивот спустя еще четыре года конец всем спорам о том, что такое пиво – безобидный прохладительный напиток или алкоголь – положил Дмитрий Медведев. Отныне закон категорически запрещает продажу янтарного напитка в детских образовательных учреждениях, медицинских организациях, на объектах спорта и прилегающих к ним территориях. Также запрещено продавать алкоголь во всех видах общественного транспорта, на остановках, АЗС, оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах, других местах массового скопления людей и местах, где находятся источники повышенной опасности. Несладко придется и киоскам: вводится запрет на продажу любого алкоголя, включая пиво, на нестаци-онарных точках.

   Более того, розничная продажа не только крепких спиртных напитков, но и пива, коктейлей будет запрещена с 23 до 8 часов. Важные изменения касаются культуры потребления алкоголя. Его запрещено распивать во дворах, в подъездах, на детских площадках, в парках, скверах, садах, на пляжах за исключением стационарных кафе и ресторанов. Также государство ужесточает контроль за оборотом этилового спирта в стране.

   А вот за продажу спиртного несовершеннолетнему отныне можно получить реальный срок и угодить «за решетку» аж на три года. Уголовный кодекс добавлен статьей, в которой также за совершение данного деяния предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей, исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

   П маленькой?

   Закомясь с нововведениями, так и хочется зааплодировать и крикнуть «Браво!». И все же, несмотря на все плюсы, не обошлось без ложки дегтя. В законе есть один пункт, который никак не согласуется со здравой логикой. С 1 января 2013 года пиво можно будет продавать только в таре объемом 0,33 литра, а содержание спирта в нем не должно превышать 7 процентов. Нет, конечно, хочется верить, что все это делается ради профилактики алкоголизма. Ведь купить литр пива в одной таре или в трех – для кого-то разница большая, надо полагать, что цена вопроса заставит некоторых отрезвиться.

   Сдругой стороны, возникает подозрение – а не лоббирование ли это чьих-то интересов? Представьте, какое-то предприятие специализируется на выпуске тары по 0,33. Значит с принятием закона его хозяин может вмиг разбогатеть.

   Мжду тем, продавцы миасских магазинов едва ли не в голос заявляют, что наш покупатель вообще не знает тары по 0,33.

   – Да, все мы слышали о том, что наш Президент взялся за спивающуюся нацию, – рассказывает старший продавец одного из городских магазинов. – Но честно могу сказать, что наши покупатели вовсе не знают такой тары, как 0,33 литра, да еще из стекла. У нас никогда не было на нее спроса, да и далеко не все производители того же пива выпускают продукцию в такой таре. Начиная с четверга и до воскресенья, жители стараются брать пиво в таре большего объема, вплоть до 3-х литров. Особенно сейчас, в жару. Причем берут по несколько таких бочонков. Не умеют у нас пить мало...

   Нжна культура, а не запреты

   Н столь животрепещущую тему естественно не смог не отреагировать и Рунет. Нельзя сказать, что большинство «на ура» восприняли грядущие нововведения, и все же сторонники закона нашлись. «Давно пора, – пишет «неизвестный читатель». – Нигде в мире не встретить идущих по улице людей с пивом. А у нас и зимой в минус 20 из горла хлещут. До 23-х часов вполне можно успеть купить пиво в магазине, а позже и пить его не стоит».

   Зто многие из виртуальных читателей весьма скептически отнеслись к нововведению. «Просто будут пить «паленку» и самогон, сам знаю, – пишет Сергей. – Когда хочется еще, а в магазине нельзя купить, начинаешь по знакомым звонить. Тут культуру надо воспитывать, а не запреты вешать». «В нашей «законной» стране ни один закон толком не работает, – комментирует Павел. – Пока не произойдет перемена в умах людей, ничего не получится». В неотвратимость наказания за нарушение закона не верит и Виктор: «Интересно, кто и как будет наказывать нарушителей? Полицейские что ли? Где их набрать на все дворы? Как часто у себя во дворе вы видите патруль? Все это очередной треп...».

   А как у них?

   ВСША установление правил распития алкогольных напитков находится в ведении штатов и городских администраций. Так, согласно 9-й главе городского кодекса города Мурленда (Оклахома), в пределах города полностью запрещено пить пиво в муниципальных парках, на городских аллеях и в других общественных местах. Согласно статье 11-102 законодательства города Иглвиль (Теннесси), запрещается «употреблять или держать открытой банку или бутылку пива или иного алкогольного напитка на улицах, аллеях, тротуарах, в общественных парках». Аналогичная статья есть в законодательстве города Сент-Луис (Миссури). Сходные ограничения введены в Австралии Алкогольным актом (Liquor Act) от 1992 года. По этому закону пиво запрещено пить в общественных местах, за исключением мест, специально для этого предназначенных (пабы, рестораны). Полиция имеет право штрафовать нарушителей на сумму до $75.

   Вбольшинстве европейских стран ограничения связаны скорее с поведением пьющих, чем с употреблением пива, но существуют и ограничения, связанные с местом и временем распития. В столице Латвии Риге решением властей города существует запрет на распитие пива в подъездах и на лестничных клетках. По закону 1985 года в Великобритании запрещено употребление пенного напитка в рай-онах проведения футбольных матчей и поездах. А наиболее суровые законы, ограничивающие употребление пива, действуют в исламских странах, где соответствующие ограничения базируются на нормах Корана. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах распитие пива на улицах и пляжах влечет за собой штраф или тюремное заключение.

   «Пивные бунты»

   Н дожидаясь принятия нового закона, администрация Челябинска начала свою противоалкогольную компанию. Нет, речь, конечно же, не идет о запрете на торговлю спиртным вообще. Власти города решили свернуть продажу пива и прочего спиртного в тех киосках, которые расположены во дворах жилых домов.

   Пи этом администрация столицы Южного Урала нашла свои рычаги административного воздействия. Началась ревизия, и выяснилось, что большинство киосков построено без разрешений, а значит, такие киоски можно сносить как незаконные объекты. В дворовые ларьки стали чаще наведываться ревизоры и представители полиции. С середины мая уже составлено более 50 тысяч протоколов. Предприниматели расценили подобные меры как «наезд» на малый бизнес и провели несколько «пивных бунтов». Но муниципальная власть идти им навстречу не собирается. Чиновники предлагают торговцам сменить ассортимент, однако те не соглашаются, ведь продажа хлеба или мороженного – менее прибыльный бизнес.

   

   Алексей Кедрин, директор по корпоративным связям и информации ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»:

   – Российские пивовары поддерживают усилия властей по сокращению масштабов злоупотребления алкоголем. Тем не менее, мы считаем, что в данном законе есть недоработки и его правоприменение требует внимательного изучения и дополнительных подробных разъяснений.

   М понимаем идею ограничения рекламы, однако ни в одной стране мира не было доказано, что реклама ведет к увеличению масштабов злоупотребления алкоголем. Реклама только помогает потребителям сделать выбор в пользу того или иного бренда. Подобные запретительные меры должны были предварительно обсуждаться с производителями, представителями СМИ и рекламной индустрии.

   Коме того, применение ограничений должно было быть более постепенным.

   М не считаем эффективным ограничивать продажу пива в нестационарных торговых точках и любых других каналах сбыта. Хотя мы понимаем необходимость ограничений продаж по времени и, возможно, в зависимости от содержания алкоголя в напитках, а также расширения списка общественных мест, где запрещено употреблять пиво. Нам понятно решение о запрете продажи пива по ночам, но полагаем, что такой запрет мог бы распространяться только на напитки с содержанием алкоголя выше 5%. Нам понятен запрет на продажу пива в нестационарных торговых точках, но мы полагаем, что запрет этот должен применяться в отношении напитков с содержанием алкоголя выше 5%. Ограничения на продажу пива крепостью свыше 0,5% в нестационарных торговых точках вызовут рост безработицы в стране, поскольку в этом секторе экономики занято, по самым минимальным оценкам, около 200000 человек.

   

   Александр Обвинцев, заместитель начальника отдела по торговле и услугам:

   – На мой взгляд, какие-то рамки в виде лицензирования продажи пива – это не очень хорошо. Должен быть закон об ограничении времени продажи. Жалобы от жителей ведь к нам поступают не на качество данной продукции, не на то, что ее плохо продают или плохо обслуживают клиента, а на то, что у нас нет культуры пития. Любители пива спокойно приобретают данный продукт в ночное время и, как правило, начинают себя неадекватно вести. Вот этот вопрос, я считаю, главный.

   Нжно говорить об искоренении нарушения общественного порядка. Ведь проходя утром мимо остановки, можно видеть кучу мусора, в которой не только бутылки из-под пива. Что ж, теперь будем лицензировать и запрещать продажу чипсов, семечек, сухариков? Нет, нужно просто заставить безответственных граждан соблюдать закон.

   Лцензирование продажи пива ляжет тяжелым бременем на индивидуального предпринимателя, который в свою очередь дает городу рабочие места и платит налоги. Естественно, мелкие киоски закроются, и на руку это будет не людям, а крупным компаниям. Да и от закрытия некоторых торговых точек пить люди меньше не станут.

   Ясчитаю, нужно было просто ограничиться серьезными штрафами, которые заставили бы задуматься правонарушителей, и активизировать работу правоохранительных органов.

   


Б. Громов.

   



назад

Яндекс.Метрика