последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 22 июля 2011 г. № 54 Издается с 10 октября 1991 г. |
Виктор СТРУЦ, депутат Собрания округа третьего созыва: «Наши законы нуждаются в серьезных изменениях» Ели бы я был депутатом Госдумы, старался бы добиться принятия изменений в законодательстве. Законотворчество – это ведь главнейшая функция Государственной Думы. Онако множество законов, принятых российским парламентом, требуют сегодня серьезной доработки. Нам на местах это особенно хорошо видно. Остановлюсь на законах, которые я хотел бы изменить, как именно изменить и почему. 1. Законодательство об институтах гражданского общества Педложение. В этом блоке законов, на мой взгляд, необходимо ослабить требования к численности политических партий. Упрощение этих требований необходимо для регистрации партий и общественных организаций. Пчему? По сегодняшнему законодательству создание и функционирование политических партий, особенно не имеющих представительства в Госдуме, неоправданно затруднено. Это ведет к «закостенению» политической системы. Педложение. Законодательно ограничить (до одного – двух) количество федеральных теле- и радиоканалов, находящихся в госсобственности. Аналогично – по печатным СМИ, и запрет на существование государственных областных СМИ. Пчему? Нельзя доверять государству монополию на информирование населения. Оно информирует нас лишь о том, «как все хорошо». Педложение. Возобновить институт парламентского расследования, как на федеральном, так и на областном уровнях. При этом гражданин, согласившийся отвечать на вопросы комиссии, должен делать это под подписку об уголовной ответственности за ложные показания. Отказ отвечать перед комиссией должен повлечь за собой запрет на занятие некоторых государственных и муниципальных должностей. Чиновник за отказ отвечать на вопросы комиссии по делам, связанным с его служебной деятельностью, должен лишаться должности и права ее занимать в дальнейшем. Пчему? Парламентское расследование должно давать ответы на вопросы общества по делам, имеющим крупный общественный резонанс, таким, как, например, произошедшие в Москве беспорядки на национальной почве. Кроме того, по некоторым общественно значимым событиям нет очевидных причин для судебного дела. К примеру, «избирательные казусы» – такие, как памятное массовое досрочное голосование на муниципальных выборах в Миассе в 2005 году и такое же массовое, во много раз превосходящее средний уровень использования открепительных удостоверений, голосование на выборах в Законодательное собрание Челябинской области в 2010 году. Необходимо, например, выяснить, кто именно и по какой причине отдал приказ о печатании открепительных удостоверений в количестве, превышающем их число по всем остальным областям вместе взятым. 2. Избирательное законодательство Ситаю совершенно очевидным, что лишь простая, понятная населению, а главное, ЧЕСТНАЯ избирательная система способна пробудить в гражданах чувство сопричастности к управлению общественной жизнью и чувство ответственности за принимаемые решения. Осюда и мои предложения. В-первых, следует отменить проходной барьер при выборах по партспискам. Единственный барьер – это 1/450 от числа избирателей, пришедших на выборы, то есть количество голосов, достаточное для получения одного мандата. В-вторых, вернуться к смешанной или к мажоритарной (по одномандатным округам) системе выборов депутатов Государственной Думы. Втретьих, наложить запрет на отказ «первой тройки» из избирательных партийных списков от мандатов по не вынуждающим обстоятельствам. Пчему? В настоящее время сложилась порочная избирательная практика, когда партийные списки возглавляют так называемые «паровозы», то есть лица, обладающие известностью, популярностью и властью, как правило, исполнительной. Эти лица не собираются становиться депутатами, они лишь своей известностью притягивают голоса избирателей, а депутатами становятся люди, имена которых в списках не публикуются и которые избирателям неизвестны. Классический пример, когда премьер-министр Путин на выборах в Госдуму единолично возглавляет список «Единой России», закрывая своей спиной имена будущих депутатов. При этом сам он явно не собирается становиться парламентарием. В действующем законодательстве, если лица из первой тройки снимают свои кандидатуры ДО выборов, то с выборов снимается весь список. Считаю необходимым ввести такое же правило и в случае отказа от мандата лица из первой тройки партсписка ПОСЛЕ выборов. Нельзя обманывать избирателей. Вчетвертых, предложил бы двухтуровую систему при мажоритарных выборах: если в первом туре никто не набрал более 50% голосов, обязательное проведение второго тура. Пчему? Такая система позволит уменьшить случайность выборов. Она дает возможность избирателю в первом туре проголосовать за того кандидата, который ему нравится вне зависимости от его шансов на победу. Впятых, считаю необходимым возврат прямых выборов губернаторов, в Совет Федерации – возврат графы «Против всех» как при выборах по партспискам, так и при мажоритарных выборах по одномандатным округам. Тт комментировать нечего. Вшестых, дать право муниципалитетам самостоятельно выбирать любую из имеющихся избирательных систем и отменить предписания о выборах в органы местного самоуправления по партспискам. Вседьмых, ввести обязательное судебное расследование случаев нарушения избирательного законодательства. Пчему? Хотя уголовное наказание за нарушение избирательного законодательства номинально прописано в уголовном кодексе, на практике случаи нарушений не только редко доходят до судебного приговора, но и чаще всего просто «заминаются» в участковой, реже в территориальной избирательных комиссиях, не входя даже в протоколы. Чаще всего нарушения бывают некрупными, но практика замалчивания способствует их распространенности. 3. Налоговое и бюджетное законодательства Педложение. Изменить бюджетное и налоговое законодательства таким образом, чтобы большая часть муниципалитетов перестала быть дотационной. Пчему? Сейчас имеет место абсурдная ситуация: даже в Челябинской области, которая является донором федерального бюджета, подавляющая часть городов считается дотационной. Это происходит потому, что искусственно создана ситуация, когда лишь 13–15% налогов, собранных на территории таких городских округов как Миасский, считаются их собственными доходами. Этого хватает на обеспечение примерно половины скудного бюджета. Остальное забирают в вышестоящие бюджеты, из которых потом милостиво, по-барски, жалуют вторую половину. Считаю, что необходимо в бюджете среднестатистического города оставлять не менее 30% собранных доходов. Об этом много говорят на конференциях и семинарах по муниципальному развитию, причем все – от местных депутатов до членов общественной палаты и депутатов Госдумы. Говорят все, но почему-то только вне стен парламентов. 4. Законодательство о местном самоуправлении Педложение. Отменить, как противоречащую духу Конституции, ту часть статьи 37 закона 131-ФЗ, которая разрешает органам государственной власти вмешиваться в формирование органов местного самоуправления. Пчему? По Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако на практике вмешательство органов госвласти в дела местного само-управления происходит постоянно, чаще на беззаконном, но иногда и на «законном» основании: путем делегирования областью третьей части членов конкурсных комиссий при назначении глав администраций, что почему-то не только разрешено, но и предписано федеральным законодательством о местном самоуправлении. Педложения. – Законодательно запретить органам и должностным лицам государственной власти, включая Президента и Государственную Думу, предписывать муниципалитетам выбор схемы управления, состава и структуры органов местного самоуправления. Пчему? Конституцию надо чтить! Не только букву, но и дух ее. – Расширить полномочия муниципалитетов в области контроля за градостроительством, передать им права и обязанности по надзору за архитектурным обликом городов. Пчему? В настоящее время практически никто не надзирает за тем, как то или иное строение, его оформление повлияет на внешний вид города, на удобство жителей. Есть и в нашем городе случаи, когда расположенные в одном здании фирмы раскрашивают фасад кому как вздумается, превращая его в набор аляповатых пятен. – Запретить передачу местному самоуправлению дополнительных государственных полномочий без передачи им реальных источников доходов на исполнение этих полномочий. Кмментарии здесь не требуются. 5. Законодательство о государственной и муниципальной службе. Антикоррупционное законодательство Педложения. – Ужесточить контроль за источниками доходов государственных и муниципальных служащих, депутатов и членов их семей. Обязательно проводить расследование случаев, когда служащий или депутат имеет видимое богатство, явно превышающее его декларированный доход. – Ввести обязательное декларирование чиновником или депутатом конфликта интересов в случае возникновения такового при решении государственных или муниципальных вопросов и ввести наказание в случае сокрытия такого конфликта. – Расширить перечень должностей, которые являются несовместимыми с одновременным исполнением обязанностей депутата местного самоуправления. Пчему? В настоящее время депутатами могут быть лица, возглавляющие муниципальные учреждения, то есть находящиеся в прямом подчинении администрации. Например, директора школ, главврачи больниц и даже руководитель управления образования – эта должность в нашем городе искусственно выведена из перечня должностей муниципальной службы. Такие лица, будучи депутатами, в случае «неправильного» голосования могут быть просто уволены с должности главой администрации. В 2006 году норма, запрещающая руководителям муниципальных учреждений быть местными депутатами, была введена в законодательство, но затем ее срочно отменили, не успев ни разу применить…
|
назад |