последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 8 июля 2011 г. № 50 Издается с 10 октября 1991 г. |
Перспектива или узаконенный грабеж? Нвый закон «Об обязательном техосмотре транспортных средств на территории РФ» приковал к себе внимание тысяч автомобилистов страны. Автовладельцы буквально замерли в ожидании заветной даты – 1 января 2012 года – когда принятый законопроект вступит в свои права. Неужели автомобиль вновь превратится из средства передвижения в роскошь и станет прерогативой только состоятельных людей? Кому теперь мы будет платить наши «кровные»? Сможет ли закон защитить права простых автомобилистов?
Птом и кровью Д сего момента приближение дня прохождения техосмотра едва ли не каждый водитель ожидал как апокалипсиса. Не секрет, что эта процедура отнимала не только много времени, но и нервов. Серьезное испытание выпало на долю миасских водителей в апреле-мае этого года. Огромные очереди свыше шести десятков машин ежедневно аж с вечера выстраивались абсолютно на всех пунктах ТО. Заветный талон в буквальном смысле слова давался не только потом, но и кровью. По словам очевидцев, кулачные бои возникали то тут, то там. Однажды мы и сами стали свидетелями одной такой разборки между водителями, не поделившими место в очереди на территории техпункта.
«Правоимеющий» и «вошь дрожащая» Безусловно, старая система получения так называемого «лобовичка» себя давно изжила. Чего греха таить, даже на абсолютно исправной машине пройти ТО порой представлялось невозможным. Технические эксперты недвусмысленно намекали на материальное вознаграждение. Но даже «полюбовное» решение вопроса не являлось гарантом спокойствия, так как очередь в техпункты носила тоже условный характер. Если у тебя нет нужных связей или толстого кошелька, то чертыхаться в очереди можно было до вечера. При этом само отношение со стороны экспертов и инспекторов строилось по раскольниковской формуле: «правоимеющий» – «вошь дрожащая». Либо ты пресмыкаешься, либо «вали отсюда». Таким образом, сама суть технического осмотра просто нивелировалась, все сводилось к обыкновенному спектаклю. При этом бутафория покрывалась абсолютно всеми, начиная от рядового жителя и заканчивая федеральными чиновниками.
Пменяли контролера?.. Ивот спустя годы наша власть, наконец-то, прозрела. На всех уровнях заговорили о том, чтобы тот полуторамиллиардный теневой оборот направить в коммерческие законные структуры. При этом во главу угла поставили вывод техосмотра из-под опеки ГИБДД. Что ж, вывели и отдали страховщикам, посчитав их менее коррумпированными. Но вот вопрос: действительно ли таким образом проведена радикальная реформа или государство просто сменило контролера и получателя средств? Нпомним, 16 июня Госдума в третьем чтении приняла законопроект, регулирующий процедуру прохождения технического осмотра автомобиля. Новый закон полностью отстраняет ГИБДД от проведения ТО и передает эту функцию Российскому союзу автостраховщиков, который и будет аккредитовывать операторов технического осмотра. Но пока разрабатываются новые условия проведения и принимаются подзаконные акты, наравне с коммерсантами до 2014 года будут продолжать работать и государственные пункты техосмотра. Ппробуем разобраться, в чем же принципиальное отличие нового закона от старого? Начнем по порядку... В-первых, получать аккредитацию на проведение техосмотра смогут организации, которые располагают диагностическими средствами, наличием в штате не менее одного технического эксперта и компьютера с выходом в Интернет для ежедневной передачи данных в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. По-сути это все те же фирмы, которые и сегодня являются участниками этого рынка, правда, теперь к ним добавятся еще и дилеры, и автосервисы. А вот единая система сбора и хранения данных – безусловный шаг вперед. Отныне пройти ТО вы сможете абсолютно в любой точке страны, независимо от места жительства и регистрации автомобиля. Утанавливается и периодичность прохождения ТО: новые автомобили массой до 3,5 тонн первые три года техосмотр не проходят. Машины со сроком эксплуатации от 3 до 7 лет – раз в 2 года, далее – ежегодно. Такси, автобусы и другой транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров (и опасных грузов) будет проходить ТО каждые 6 месяцев. Если с первого раза пройти техосмотр вам не удалось, то закон дает 20 дней на устранение неисправностей. При этом на повторном ТО у вас должны будут проверить только те показатели, которые и были признаны несоответствующими норме. В случае же, если вы решите повторный ТО пройти в другом месте, осмотр будет проведен в полном объеме. Еть в законе и некоторые откровенные нестыковки. Отныне вы не сможете приобрести полис ОСАГО, если у вас на руках не будет талона о пройденном техосмотре. А теперь представьте ситуацию: вы приобрели автомобиль, у которого до истечения срока действия талона осталось меньше 6 месяцев. По новому закону, такой талон для нового автовладельца считается уже недействительным, а значит, вам не приобрести ОСАГО для того, чтобы элементарно поставить машину на учет. Да и старому владельцу не продать своего железного «коня», если техталон окажется старше полугода. В общем, замкнутый круг.
Пчем «лобовичок»? И наконец, самый щепетильный момент – какова будет цена вопроса? До сего времени в том же Миассе заветный «лобовичок» можно было приобрести за 1000-1500 рублей, плюс 860 рублей госпошлина и диагностика. В итоге общая сумма варьировалась в пределах двух тысяч рублей. Ближе к центральной России сумма возрастала до пяти тысяч рублей и выше. Чтобы цены на ТО значительно не выросли, методикой расчета цен и предельными тарифами займется Федеральная служба по тарифам (ФСТ). И все же рассчитывать на то, что техосмотр станет финансово более доступным, не приходится. П прогнозу главы профильного комитета Госдумы Сергея Шишкарева, официальные платежи за техосмотр, скорее всего, поднимутся и могут составить от полутора до трех тысяч рублей. А вот его коллега из ЛДПР Максим Рохмистров, критикуя новый закон, заверил, что реальная стоимость техосмотра (с учетом «левых» денег) гражданам будет обходиться от пяти тысяч рублей. Стоит заметить, что в самом депутатском корпусе противников нововведений немало. Оппозиционные парламентарии сами недоумевают: почему весь финансовый поток, связанный с ТО, идет к страховщикам, которые и без того имеют многомиллиардные доходы?..
«О чем речь, мать вашу?» Мжду тем, Интернет-форумы раскалены обсуждениями автолюбителей этой животрепещущей темы. Некоторые называют новый закон «оброком для бедных». «Богатые будут просто покупать новые автомобили, а бедные, у кого нет денег на новый автомобиль, будут платить каждый год, – возмущается один из блогеров. – Свидетельство прохождения ТО – полис ОСАГО, но чтобы его получить, нужно предоставить талон ТО. О каком, мать вашу, совмещении идет речь? Те же яйца, только вид сбоку и дороже в 5 раз...» Ели коррупционная составляющая все-таки будет полностью искоренена, то не только коммерсантам, но и многим горожанам придется действительно задуматься над обновлением своего автопарка. Но вот исчезнет ли она (а вместе с ней и очереди, и хамское отношение) – большой вопрос.
Встране работают 2000 пунктов ТО. Для того, чтобы решить проблему очередей, необходимо увеличить их до 10 000. Впрошлом году из-за неисправных транспортных средств в стране случилось 1127 аварий – это 0,5 процента от всех ДТП!
Е. БЫСТРОВ.
|
назад |