последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

7 декабря 2001 г.
№ 105

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ГЛУХОЙ – НЕ ЗНАЧИТ НЕМОЙ

   Нсколько лет назад в «Глаголе» была опубликована статья о семье Васильевых, в которой папа по собственной методике научил свою дочь Элину, страдающую глухотой с рождения, читать по губам и пользоваться обычной разговорной речью, не прибегая к языку жестов. Это потребовало невероятного терпения и трудолюбия со стороны всей семьи и, быть может, еще большего – от самой Элины. Девочка выросла, успешно закончила обычную среднюю школу, свободно владеет родным языком (как письменным, так и устным), изучает английский. Недавно начала заниматься музыкой, а ее умению обращаться с компьютером многие бы позавидовали. Сейчас работает на престижном предприятии и помогает своим младшим неслышащим подругам поверить в то, что и они смогут вырваться из немоты.

   Вт, казалось бы, и счастливый конец этой истории. Однако отец, Александр Николаевич, на этом не остановился. На основе более чем 20-летнего труда родилась многоуровневая программа помощи детям с нарушениями слуха, посещающим самые обычные садики и общеобразовательные школы. В перспективе — создание методического центра, куда смогут обращаться за помощью родители и все те, кто по воле судьбы воспитывает и обучает в общеобразовательных учреждениях этих детей. Только в обычных школах у нас в городе насчитывается более двадцати таких ребят.

   Сстема предполагает изучение русского, английского языков, информатики, музыки, и т. д. с помощью всевозможных методов, позволяющих максимально раскрыть потенциал, которым обладает глухой ребенок. Большая роль отводится музыке, так как она сможет помочь ребенку более тонко понять и почувствовать звучание речи, развить музыкальность его души и голоса.

   Уить глухих детей музыке?! Не удивляйтесь. Такой опыт есть в Перми и в Нижнем Новгороде. У нас же еще только делаются попытки подобного обучения. Пока, в качестве эксперимента, методику осваивают двое – Элина Васильева и ученица школы № 18 Маша Коновалова. Результаты оправдывают ожидания. И теперь ставится вопрос о направлении наших преподавателей в вышеназванные города для стажировки и получения сертификатов. Правда, огорчается Александр Николаевич, это все оплачивается из кармана родителей и оказать материальную помощь пока нет возможности.

   Оень важно, чтобы помощь детям и их родителям, выбравшим трудный путь воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях, была оказана как можно раньше. Чем раньше начнется работа по общему развитию, по умению пользоваться имеющимися остатками слуха и развитию голосовых связок, пока они еще очень мягкие и поддаются тренировкам, тем больше шансов, что ребенок заговорит. Шансы необычайно возрастут, если обучение и воспитание будет проходить в окружении слышащих людей. Глухота – это всего лишь недуг, а не признак новой этнической группы или национального меньшинства. Она не наделяет человека какими-то сверхъестественными способностями, равно как и не обделяет. И плохо слышащие обладают, особенно в маленьком возрасте, теми же потенциальными способностями и возможностями развития, что и любой другой, а стало быть наделены такими же социальными правами и обязанностями. Ограничения по слуху не могут и не должны быть препятствием в получении абсолютных знаний, в развитии своих индивидуальных способностей и в достижении цели: стать независимыми и свободными как все.

   Д сих пор мы мало что знали об инвалидах вообще и о глухих людях в частности. Они существовали для нас где-то далеко, в другом, совершенно ином мире, лишенные полноценного общения с людьми. Возможно, это происходило из-за недостатка информации – о них мало писалось и говорилось в СМИ, а если и было что-то, то только в сочувствующих тонах (но разве это им было нужно?). Возможно, это происходит из-за нашего собственного нежелания взглянуть на них по-другому, иначе, чем нас приучили смотреть.

   Соит, наверное, пересмотреть наше привычное понимание слова «глухонемой» и понять, что глухой – не значит однозначно немой. Что среди людей, имеющих физические недостатки, есть много интересных, ярких личностей. А альтернатива жалости – равное общение. Нет «мира глухих» и «мира слышащих», есть «мир людей», и у каждого недостатков более чем достаточно.

   Сйчас движение глухих (заметьте – не немых!) во всем мире набирает силу. Постановлением № 151346-6 от 06.07.99. Министерства образования РФ наравне с существующим традиционным обучением официально разрешено развивать обучение детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях по методике Э. Леонгард «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у неслышащих и слабослышащих детей». На правах факультета успешно работает учебный Центр при МГТУ им. Баумана, где ребята с недостатками слуха имеют возможность получить высшее образование.

   Седует подчеркнуть, что нет и речи о вредности, либо неправильности существующей традиционной системы воспитания и обучения таких детей. Разговор идет о помощи семьям, уже взявшим на свои плечи ответственность за судьбу своего ребенка, об имеющейся возможности выбора и другого пути воспитания и обучения детей с недостатками слуха. По словам Александра Николаевича, многие родители просто не знают об альтернативном пути воспитания своих детей, не знают ни о методике Э. Леонгард, ни о московских и питерских центрах. Уверяет, что если бы знали, то даже при наличии всего одного процента надежды на успех, взялись бы обучать ребенка речи.

   


Ия ШАГИНЯН.

   P. S. К сожалению, в силу целого ряда обстоятельств работа по созданию методического центра у нас в Миассе движется значительно медленнее, чем того хотелось бы. И пока все, у кого возникли какие-либо вопросы или предложения, могут обращаться лично к Александру Николаевичу по телефону: 5-69-30 или написать Элине reklama@teko.miass.ru



назад

Яндекс.Метрика