последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

27 мая 2011 г.
№ 39

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Не позаботимся о детях сегодня – светлого завтра у нас не будет

   З «круглым столом» Собрания депутатов состоялся серьезный разговор на тему «Социальная беда под названием наркомания»

   Беда эта своей мощной сетью накрыла уже всю страну. Масштабы наркомании сегодня таковы, что представляют угрозу для национальной безопасности государства. И это не очередная страшилка про грядущий «конец света».

   П официальным данным за последние полтора десятка лет число только зарегистрированных наркозависимых у нас увеличилось в 9 раз и составляет сегодня 600 тысяч человек. Но кто поверит в эти «официальные данные», если сами эксперты тут же отмечают, что эти 600 тысяч надо увеличить в четыре, а то и пять раз! И в абсолютном своем большинстве – это молодые люди и дети.

   Мсштаб беды наконец-то заставил заговорить о ней вслух и на самом высшем уровне. Буквально месяц назад президент России Дмитрий Медведев озвучил первоочередные меры, которые надо предпринять по борьбе с наркоманией: ужесточение уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков и введение тестирования в школах на предмет употребления наркотиков. Но все это пока лишь на уровне слов и недоработанных проектов…

   А тревогу, и уже давно, бьют непосредственно с мест, справедливо считая, что в одном отдельно взятом городе эту беду не преодолеть. Наши депутаты тоже в стороне не остались. Месяц назад они активно поддержали своих коллег-златоустовцев, обратившихся к губернатору области Михаилу Юревичу с просьбой инициировать включение в перечень запрещенных для открытой продажи так называемых «курительных смесей», которые по сути своей являются наркотиками, но продаются совершенно свободно.

   Нша газета, тоже уже не раз поднимавшая на своих страницах эту злободневную проблему, в очередной раз выступила инициатором организации «круглого стола» и нашла полную поддержку у депутатов. Разговор состоялся большой, обстоятельный и главное – очень заинтересованный. Его участники не просто обсудили проблему, но попытались дать свои ответы на все чаще звучащий вопрос: «Неужели у нас уже все настолько безнадежно?».

   Впрямом диалоге за «круглым столом» приняли участие: депутаты Собрания Сергей ФЕДОРОВ, Оксана БУРУНДУКОВА, Павел ВОРОНИН, Михаил ПОПОВ, Василий ПОТАПОВ, Николай РЫНДИН, начальник Миасского межрайонного отдела Госнаркоконтроля Олег ЖУКОВ, главный врач психоневрологического диспансера Леонид МАЛАХОВ, заместитель начальника УВД города Сергей КАТАЕВ, начальник отдела комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Валентина ГЛУШКОВА, ответственный секретарь городской антинаркотической комиссии Данила МИХЕЕВ.

   Рль ведущего «круглого стола» взял на себя председатель постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам Сергей Федоров. Именно эта комиссия первой выступила в поддержку законодательных инициатив, направленных на запрет в легальной продаже наркосодержащих трав.

   Далог продолжался более двух часов. В ходе его родилась масса предложений, которые еще предстоит обобщить и взять на вооружение. Но дадим слово каждому участнику.

   

   

   Лонид МАЛАХОВ:

   – За последние пять лет в Челябинской области число стоящих на учете наркозависимых увеличилось на 37 процентов, а в Миассе …уменьшилось на 28 процентов. Объясню почему.

   Сгодня у нас осталось всего 4 нарколога, а должно быть 15! В стационаре на два отделения только один врач. В подростковой наркологической службе было два врача, обоим – уже за семьдесят. Одна умерла, вторая увольняется. Работать некому. Вот и вся причина, почему у нас наркозависимых стало меньше. Нет врачей – нет проблемы.

   Сециалисты в области есть, и они готовы к нам приехать. Но жить им негде. С 2000 года нам не выделяли ни одной квартиры.

   Т же самая проблема и с реабилитацией. Вопрос этот ставится с 90-х годов. Но так до сих пор нет ни штатов, ни денег. А реабилитация, между тем, в борьбе с наркоманией дает самый ощутимый результат. И касается это не только нашего города. Сегодня во всей Челябинской области нет ни одного государственного реабилитационного центра! Поэтому и результаты лечения у нас никакие. Да и лечить-то уже нечем: ежегодно число выделяемых средств на медикаменты уменьшается…

   Оперспективах и говорить не хочется. С 1 января 2012 года у нас закрывается еще одно наркологическое отделение. Остается только одно – экстренной помощи на 25 коек. Будем выводить алкоголиков из запоя, наркоманов – из ломки. И все.

   Гсударство у нас не заинтересовано в лечении таких людей. Оно диктует: всех зависимых лечить только в добровольном порядке. За рубежом иначе. Там либо иди лечись, либо иди в тюрьму.

   Педложения.

   1. В городе решить кадровую проблему с врачами.

   2. На государственном уровне инициировать принятие новых законов по реабилитации и лечению больных наркоманией.

   

   

   Сргей КАТАЕВ:

   – За первые четыре месяца нынешнего года преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявлено больше, чем за аналогичный период прошлого года на 47 процентов. Больше привлечено и к уголовной ответственности. Но только лишь этим проблему не решить. Основное решение я вижу в профилактической работе всех ведомств, в том числе и правоохранительных органов.

   Внастоящее время сотрудники милиции информацию о лицах, употребляющих наркотики, черпают при расследовании уголовных дел (делают запрос), после чего ставят наркозависимых на профилактический учет, применяют к ним меры, не связанные с лишением свободы. За четыре последних месяца всего 74 человека привлечено к такой вот административной ответственности. Да, это на 26 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но дальше-то информацию об этих наркоманах откуда мы можем черпать?

   Большой пласт лиц остается вообще вне поля зрения правоохранительных органов. Недостаточной считаем и активность населения в части сообщения в правоохранительные органы о местах сбыта наркотиков и наркопритонах. За те же четыре месяца на телефон доверия поступило всего восемь сообщений, хотя номера телефона размещены на всех патрульных машинах.

   Н знаю хорошо это или плохо, но на настоящий период времени у нас на учете не состоят несовершеннолетние наркозависимые. Этот слой населения нам просто необходимо сохранить! Как мы это будем делать?

   Педложения.

   1. Углубить и расширить профилактическую работу с молодежью.

   2. Насытить город специалистами по данному направлению, которые проводили бы работу в том числе и в образовательных учреждениях.

   

   

   Оег ЖУКОВ:

   – Проблема в том, что вся наркоторговля развивается у нас по естественным законам рынка: есть спрос – есть и предложение. Наша служба борется с предложением, то есть со сбытчиками наркотиков. Преодолеть же беду можно только тогда, когда наступление на нее идет с двух сторон. Пока борьба ведется только с поставщиками зелья, я перспектив решения проблемы не вижу. Мы задерживаем одного наркоторговца, садим его в тюрьму, на смену тут же приходит другой, потому что есть спрос и потому что бизнес этот для людей без совести и нравственных устоев является очень заманчивым.

   Цны на наркотики во всем нашем регионе примерно одинаковы. Потому и ситуация во всех городах и поселках складывается схожая. В наиболее благоприятном положении находится, пожалуй, только Златоуст. Здесь изначально все правоохранительные службы были более многочисленны. И это не могло не сказаться положительно на борьбе с наркоторговцами.

   Унас же в городе плюсом ко всему еще и давно проживает большая цыганская диаспора. Я помню, был еще студентом и уже тогда слышал в определенных кругах выражение: «миасские цыгане». Сейчас к ним добавились еще и таджики. Они даже опаснее цыган, так как поставляют в город наркотики из Афганистана – в сотни раз дешевле тех, что продаются у нас. На местном уровне эту проблему мы не решим. Надо перекрывать афганскую границу.

   Ообое зло – дезоморфиновая наркомания. Карающая рука правоохранителей и высокие цены делают привозные наркотики типа героина малодоступными. А тем временем в аптеках повсеместно, без всякого рецепта, можно найти препараты, содержащие дезоморфин. Его научились «вываривать», добавляя другие опасные для жизни жидкости вроде бензина или ацетона. Жизнь такого наркозависимого длится недолго, не больше полутора – двух лет, и погибает он мучительно: из-за закупорки сосудов организм заживо начинает гнить.

   Вфеврале нынешнего года федеральная служба Госнаркоконтроля обратилась в Минздрав с официальной бумагой и появилась реальная надежда, что с 1 мая отпуск кодеиносодержащих препаратов будет производиться только по рецепту. Но в самый канун 1 мая пришла новость: Минздрав отложил решение на полгода. И это уже не в первый раз…

   Исовсем новая беда – курительные смеси. Изобретательность их производителей просто поражает. Наша Госдума никак не поспевает за постоянной сменой этих препаратов: исчезает один – тут же появляется другой. Мы в этом году четыре раза изымали из продажи подобные смеси и ни разу экспертиза не показала, что это наркотик. А воздействие на центральную нервную систему у них такое же, как у наркотиков. И если это дело не прикрыть – хотя бы признать эти смеси уж если не наркотиками, то их аналогами, – ситуация в ближайшее время будет только усугубляться.

   Педложения.

   1. Выйти на область с предложением усилить профессионально и численно наши правоохранительные службы.

   2. Создать в городе реабилитационный центр по лечению наркозависимых.

   

   

   Всилий ПОТАПОВ:

   – Первое и очень важное, о чем сказал Жуков, это про диаспоры. Поставщики наркотиков у нас одних и тех же национальностей. Но надо понимать, что цыгане и таджики везут свой товар не таджикам и цыганам, а гражданам России, которые имеют постоянную прописку. Поэтому хотелось бы узнать, кто же у нас в городе реальный заказчик? Какие здесь существуют цепочки?

   Нркоман – это в первую очередь больной человек, только потом в его действиях следует искать преступный характер. Что тут можно сделать? Многие кричат, что нужно ограничить свободу. Но я не думаю, что нужно воспринимать свободу как абсолютное зло. Свобода нам дает возможности, а уже наша задача ими распорядиться. Если мы сейчас пока не можем поддержать профессионалов в лечебных учреждениях, то те задачи, которые только еще продекларированы президентом, правительством, губернатором уже сейчас вполне можно заменить общественной деятельностью, работой общественных организаций. Нужно помочь получать гранты. Финансирование есть – и государственное, и не государственное, есть и иностранные программы, которые могут помочь нам.

   Гтовясь к сегодняшнему «круглому столу», я прочитал в интернете, что в аптеках можно свободно купить некоторые препараты. Не поленился, прошел по аптекам, свободно, без всяких рецептов, купил димедрол в аптеке «Классика», потом в государственной аптеке… Димедрол не запрещен, но без рецепта врача отпускать его не имеют права. А меня даже не спросили. Я к тому, что те задачи, которые мы сегодня ставим, нужно еще и отслеживать, как они выполняются. Можно придумать программы, но если они не будут работать, то грош им цена.

   

   

   

   Осана БУРУНДУКОВА:

   – Полностью поддерживаю мысль о создании государственного центра реабилитации. Проблема в том, что в нашем обществе не сформирована культура психологической помощи. И когда возникает проблема, мы не знаем куда идти. У нас нет психотерапевтов, психоаналитиков. Почему люди начинают пить, колоться? Потому что не с кем поделиться, некуда обратиться за психологической помощью. Проще уйти от реальности. У нас нет профессиональных психологов, а если и есть, то единицы. Да, в школах работают психологи, но что это – у нас на 2300 детей всего две ставки психолога.

   Педложение. Нужны деньги и система работы. Давайте поднимать вопросы о привлечении специалистов, не надо на это жалеть денег.

   

   

   

   Нколай РЫНДИН:

   – Мой депутатский округ – старый город, район техучилища. Именно здесь живут цыгане. Правоохранительные органы работу с ними проводят. Но наркоманов меньше не становится.

   Педложения.

   1. В старой части немало здравомыслящих людей, готовых работать в этом направлении. Надо создать из них народную дружину.

   2. Депутатскому корпусу продумать меры, как увеличить штаты в правоохранительных органах.

   3. Увеличить объемы социальной рекламы на местном телевидении и уличных баннерах.

   4. Больше средств из местного бюджета вкладывать в развитие детского спорта, содержание тренеров и развитие стадионов.

   5. Ознакомиться с опытом работы Златоуста.

   

   

   

   Днила МИХЕЕВ:

   – Наша антинаркотическая комиссия действует с 2008 года. Ее цель – борьба с наркобизнесом. На территории округа действует также муниципальная целевая программа «Противодействие незаконному обороту наркотических средств на 2010–2012 годы».

   Япровожу первичную профилактику во всех учебных заведениях округа и вижу: дети в большинстве своем согласны, что есть проблема, и говорят о необходимости борьбы с наркоманией. Моя основная задача – донести до них информацию: предупрежден – значит вооружен. Полностью согласен, что наше административное и уголовное законодательство несовершенны. В них немало пробелов.

   Педложения.

   1. Выйти с инициативой в Заксобрание области, чтобы эти пробелы убрать. Сделать подконтрольными дезоморфин и другие препараты.

   2. Добиваться принудительного лечения наркоманов.

   3. Ввести тестирование среди молодежи.

   4. Создать альтернативу употреблению наркотиков, чем комитет по делам молодежи сегодня и занимается: огромный план работы по популяризации здорового образа жизни и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

   

   

   

   Влентина ГЛУШКОВА:

   – В нашу комиссию за последние пять лет не поступило ни одного протокола о наркотической зависимости у несовершеннолетних. Это я считаю результатом хорошо поставленной профилактической работы. Мы до 80 процентов выявляем пьющих детей, вовремя реагируем на «таблетки». Мы этих детей знаем. Думаю, что и в школе нетрудно их опознать. Неадекватное поведение ребенка могут без особого труда обнаружить и психологи, и врачи, и учителя.

   Педложение. Чтобы сохранить этих ребят, надо укреплять школы психологами. А нашей комиссии как воздух нужны наркологи. Нужен учет потенциально зависимых ребят. Не будет учета – не будет и результатов.

   

   

   

   Пвел ВОРОНИН:

   – При городской ветеранской организации создан военно-патриотический клуб «Сармат», где занимаются более 80 детей. Здесь мы пытаемся восполнить пробел в воспитании патриотического духа ребят и увести их с улицы.

   М тоже росли в непростое время, но у нас не было позывов к наркомании. Я в своем округе периодически бываю в аптеках и вижу тот поток наркоманов, которые используют этот синтетический продукт. Ведь сегодня в аптеках осознанно продают наркоманам эти препараты, даже уже комплекты собирают готовые.

   Педложения.

   1. Проработать систему взаимодействия с аптекарями, чтобы уменьшить продажу наркосодержащих препаратов.

   2. Разместить в аптеках плакаты, которые говорили бы, что наркотик – это враг нашего общества. И здесь же указать номера телефонов доверия. С аптеками нужно работать: договориться, призвать к совести.

   

   

   Мхаил ПОПОВ:

   – Сколько у нас сегодня больных наркоманией? Детей? Взрослых? Точного ответа на этот вопрос не даст, видимо, никто. А начинать надо бы с этого – с учета. Нам сейчас нужны программы – минимум и максимум, чтобы точно знать с какой инициативой выходить на Госдуму, с какой – в Законодательное собрание. Сколько всего врачей и какого именно профиля нужны сегодня Леониду Александровичу Малахову? Подготовьте обращение с такой просьбой и ее обоснованием на имя главы округа. Мы должны упорядочить весь материал, который прозвучал сегодня за «круглым столом» и взять исполнение прозвучавших предложений на депутатский контроль.

   Иеще несколько конкретных предложений.

   

   

   Сргей ФЕДОРОВ:

   – Из всего сказанного я сделал вывод: у нас слабо налажен учет как детей, подростков, так и взрослых, употребляющих наркотики. Считаю, что создание Центра психоневрологической помощи в городе необходимо. Равно, как и создание государственных центров по реабилитации наркоманов. По увеличению численности врачей в психоневрологическом диспансере, работников инспекции по делам несовершеннолетних, милиции и наркоконтроля – также необходимо думать и решать. Нужна целенаправленная работа с подростками и молодежью – контроль за теми программами, которые уже действуют в округе. Что касается цыганской и таджикской диаспор, то это – направление работы паспортного контроля. Не лишним будет подключить к работе ТСЖ и управляющие компании. Думаю, они хорошо знают «темные» квартиры, притоны, пусть усилят контроль.

   Сйчас мы в Собрании готовим программу «Добрых дел», в рамках которой попытаемся решить проблему и с квартирным вопросом для специалистов. Может быть, даже уже в этом году порядка 30 квартир для врачей у нас в городе будет выделено.

   

   

   

   Иоги разговора подвел председательствующий за «круглым столом» Сергей Федоров. Он полностью разделил мнение коллег обобщить все предложения, прозвучавшие в ходе большого диалога, а потом выйти с ними во все инстанции: к главам округа и администрации, в Законодательное собрание области, в Госдуму.

   Кнтролирующую функцию Сергей Федоров предложил возложить на депутатскую комиссию Собрания по социальным вопросам, которую возглавляет. Вопрос об этом будет вынесен уже на одно из ближайших ее заседаний.

   Всвою очередь «Глагол» как инициатор разговора будет отслеживать выполнение всех намечаемых планов и информировать об этом читателей, которые, надеемся, тоже не останутся равнодушными к поднятой проблеме и выскажут свои мнения и предложения.

   


Подготовила Н. НИЗАМУТДИНОВА.

   

   

   1. Исключить свободное время у детей. Занять их спортом, играми, работой в кружках.

   2. Телефон доверия, который, по словам заместителя начальника УВД, работает плохо, надо не просто разместить на патрульной машине, а разнести по почтовым ящикам, чтобы он был известен каждой семье!

   

   

   



назад

Яндекс.Метрика