последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 11 мая 2011 г. № 34 Издается с 10 октября 1991 г. |
Успеть сказать: «Спасибо за Победу!» Гава округа Игорь Войнов побывал дома у ветеранов, чтобы лично поздравить с Великим праздником Вемя неумолимо. И особенно отчетливо начинаешь понимать это в день Победы, когда видишь, как все меньше остается среди нас представителей поколения победителей. Того самого поколения, благодаря массовому мужеству, героизму, самопожертвованию которого, мы сегодня и отмечаем этот праздник, ставший самым главным и самым любимым в стране. Втераны стареют, болеют и уходят. Не за горами день, когда оглянемся вокруг, а поздравлять уже будет некого… Только друг друга – с тем, что мы жили рядом с ними, могли посмотреть им в глаза и просто пожать руку. Нкануне праздника глава округа Игорь Войнов побывал дома у тех фронтовиков, которые уже не в силах прийти на торжественный прием и выйти на городскую площадь, чтобы вместе со всеми крикнуть «Ура!» Победе. Они ждали его, поднявшись с постели и надев парадные костюмы с воинскими наградами. А всем, кто сопровождал главу в этой поездке, оставалось лишь в очередной раз подивиться силе духа и оптимизму этих удивительных людей. Ве они ушли на фронт совсем юными и прошли дорогами сражений до Дня Победы. И, наверное, самый главный дар, который преподнесла им война – страшная и великая одновременно – это то, что сохранила жизнь.
Бил из орудия по рейхстагу Гният Мухаметович Яныбаев на фронт попал в 43-м. Именно в этом году парню исполнилось восемнадцать, и он только что окончил Златоустовское пулеметное училище. Воевал в пехоте, дважды был ранен. Победу встречал в Берлине уже артиллеристом. И как–то очень просто, будто между делом, вспоминает: «Из своего орудия бил по рейхстагу. А потом мы стояли в трехстах метрах, когда на нем водружали Знамя Победы». И четырех братьев Ганият – самый младший – единственный вернулся домой живым. После войны еще долгие пять лет служил в Германии. На фронт уходил совсем мальчишкой, а пришел уже взрослым мужчиной. Женился, родили с женой шестерых детей. Сейчас у него двенадцать внуков и одиннадцать правнуков. Два года назад жены не стало. Осиротевший Ганият Мухамедович переехал жить в Миасс к дочери Зейнаб. Здесь за ним ухаживают и любят. А он скучает по родной деревне в Кусинском районе. По войну вспоминает нечасто. И фильмы про нее не жалует, особенно современные: «Много неправды там показывают». А вот военные награды бережно хранит. Среди них орден Отечественной Войны I степени и медаль «За отвагу».
О страданий раненых падала в обморок Тмара Васильевна Лялина – медицинская сестра. Эту профессию она выбрала еще до войны. В июне 41-го выпускница Златоустовского медучилища как раз готовилась к госэкзаменам. Ее старших подруг тут же мобилизовали на фронт. Тамара осталась в городе работать в госпитале – ей еще не было восемнадцати. Но позднее она добилась, чтобы из вольно-наемной ее перевели в военнослужащие и со своим госпиталем оказалась на 1-ом Украинском фронте. Рсположились они в Одессе. Город только что освободили от немцев. Счет раненых шел на тысячи. Медики задыхались от работы. И нервы Тамары от ужаса заживо гниющих тел перестали выдерживать. Она стала падать в обморок и прямо во время операций. Тогда-то главный врач и распорядился перевести младшего лейтенанта медицинской службы в старшие медсестры. Пбеду их военный госпиталь встретил в Венгрии на озере Балатон. Потом еще целый год Тамара служила в Румынии. Домой вернулась в 46-ом с множеством наград, среди которых и орден Отечественной войны II степени. Сгодня ветерану войны Тамаре Васильевне Лялиной 87 лет. Она тяжело больна. Живет в квартире одна и благодарит за помощь дружных соседей и социальных работников.
Рку жал сам маршал Рокоссовский Влентина Михайловна Кузнецова на войне провела все долгие четыре года. И осталась жива, наверное, только потому, что все это время была… снайпером. На ее счету десятки уничтоженных врагов и столько же воинских наград, среди которых орден Красной Звезды и медаль «За отвагу». – Войну я начала на Орловско–Курской дуге, – вспоминает отважный снайпер, – участвовала в освобождении Брестской крепости. И сам маршал Рокоссовский, – и при этом кокетливо уточняет: красавец–мужчина! – жал мне руку. Всвои 88 лет Валентина Михайловна сохранила удивительное жизнелюбие и веселый характер. – Сейчас мы уже старые, – сетует она, – но я до сих пор помню, как же нам хотелось жить во время войны! Оа и сейчас, несмотря на то, что ее снайперский глаз уже почти не видит, а ноги не очень слушаются, по–прежнему хочет жить и с лукавой улыбкой жалуется: – В прошлом году мне стукнуло 87, так я переставила цифры и мне стало 78. А нынче – переставляй – не переставляй все равно 88. Но мы еще поживем! Жвите на здоровье, Валентина Михайловна! И пусть болезни обходят вас стороной.
Больше чем палец было жаль хромовых сапог Александр Александрович Садкин – один из самых старших живущих ныне в Миассе ветеранов Великой Отечественной войны. В следующем году ему будет 90. Мжчин его возраста у нас в стране осталось меньше трех процентов. И почти все они – фронтовики. 22–й год рождения был призван на войну в числе первых. Ксожалению, Александр Александрович после перенесенного инсульта не смог полноценно пообщаться с гостями, но был откровенно рад встрече с главой округа и долго жал ему руку. Дчь ветерана, Ольга Александровна, с которой он сейчас живет, по просьбе главы рассказала об отце, заметив, что сам он никогда не любил вспоминать военные годы – слишком тяжелы были эти воспоминания. Больше об отце детям рассказала мать – Мария Аристарховна. С ней Александр Александрович прожил в браке 61 год и схоронил которую семь лет назад. Вих семье (у Александра Александровича и Марии Аристарховны трое детей, четверо внуков и пятеро правнуков) с улыбкой передают из уст в уста такую полулегенду – полуправду. Млодому политруку Александру Садкину выдали новенькие хромовые сапоги – настоящую красоту и гордость военного. И вскоре шальным осколком у одного сапога оторвало носок, а вместе с ним и палец на ноге. Так младший лейтенант куда больше сокрушался о потере сапога, чем пальца. А воевал политрук Садкин, судя по наградам, храбро. На его пиджаке, который во время визита главы так и остался висеть рядышком на стуле, целых два десятка наград. В их числе орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны, а рядом – знак ударника коммунистического труда. Этой наградой фронтовик Садкин тоже дорожил не меньше. Долгие годы он работал на ТЭЦ машзавода, на пенсию вышел только когда ему исполнилось 70 лет. Пбеду Александр Садкин, прошедший всю войну, встретил под Кенигсбергом уже лейтенантом и очень потом сожалел, что не дошел с боями до Берлина. Пощаясь с ветеранами, Игорь Войнов каждому крепко жал руку и желал только одного – того, чего им сегодня больше всего не хватает: здоровья и заботы окружающих. А в разговоре с журналистами выразил искреннее сожаление: – Как жаль, что мы до сих пор не можем каждому из них сказать отдельное «Спасибо за Победу!» и сделать их жизнь счастливее, чем она есть сегодня.
Глос Ленинграда Внапряженной суете предпраздничных дней глава округа Игорь Войнов нашел время, чтобы встретиться и с членами организации «Блокадное братство». Сэтой организацией у главы существуют долгие дружеские связи. Она была создана с его помощью более десяти лет назад. И с тех пор, где бы Игорь Войнов не работал, этот контакт не прерывался ни разу. Ве это десятилетие возглавляет «Блокадное братство» Майя Петровна Накозина. Поначалу в организацию входили только те, кто пережил блокаду города, или был из него вывезен в эвакуацию. Потом к блокадникам присоединились те, кто освобождал город, вызволяя его из фашистского кольца. Тадиция собираться вместе два раза в год – в день освобождения Ленинграда и праздник Победы – выполняется членами братства неукоснительно. И глава округа всегда здесь желанный гостью. Тлько вот блокадников с каждым разом приходит на эти встречи все меньше и меньше. В самом начале организация насчитывала 76 членов, сегодня в ней осталось 36. А на встречу пришло еще меньше – не более двадцати. Вместе с фронтовиками блокадники стареют, болеют, уходят. Время не щадит никого, даже это мужественное и сильное поколение… Н они по-прежнему чтут свое братство. Собираются, вспоминают, читают стихи, вместе поют песни и зажигают на столах свечи в память о тех, кто навсегда остался в том блокадном городе. Тпло поздравляя своих друзей с Днем Победы, Игорь Войнов напомнил им, что Земля держится на тех, кто не гнется. И пожелал им сохранить в себе это достойное качество, которое они пронесли через всю жизнь. Зучали за столами в этот день тосты и за Победу, и за встречу, и за будущее детей и внуков. Вместе с еще одним задушевным другом блокадников – солистом Виктором Малым за столом было спето немало военных песен. 66 лет минуло с того дня, как прогремел залп Великой Победы, а те, кто ждал его долгие-придолгие годы, кажется, до сих пор верят и не верят этому счастью: – Как хорошо на свете без войны! Солько же надо было пережить горя целому народу, чтобы и через десятилетия с таким чувством произносить эти простые и понятные слова. Пощаясь, блокадники договаривались о новой встрече: – Наша память будет жить, пока не уйдет последний из нас!
Н. Низамутдинова.
|
назад |